До конца 2020 г. планируется вывести на столичный рынок порядка 57 новых торговых центров, из них порядка 85% объектов (49 проектов) соответствуют районному масштабу. Это во многом свидетельствует о переходе рынка от формата мегамоллов к торговым центрам районного масштаба.
Все новые торговые центры, вышедшие на рынок с начала текущего года и планируемые к открытию до конца 2018 г., – объекты с арендопригодной площадью до 20 тыс. кв. м, исключением является только один объект – ТРЦ «Каширская Плаза» (GLA – 70,2 тыс. кв. м). Тенденция к сокращению средней площади новых объектов отслеживается с начала 2017 г., тогда как в более ранние 2014–2016 гг. средняя площадь выводимых на рынок торговых центров была в 2 раза больше – около 40 тыс. кв. м.
До конца 2020 г. планируется вывести на рынок порядка 57 новых торговых центров, из них порядка 85% объектов (49 проектов) соответствуют микрорайонному либо районному масштабам (GLA до 20 тыс. кв. м). При этом из них 73% (по количеству) принадлежат компании ADG Group. Доля проектов окружного масштаба составляет 9% (GLA от 20 до 40 тыс. кв. м). Меньше всего к реализации заявлено крупномасштабных проектов – всего 4 ТЦ (ТЦ ТПУ «Селигерская» – 145 тыс. кв. м, ТЦ ТПУ «Саларис» – 105 тыс. кв. м, ТРЦ «Остров Мечты» – 70 тыс. кв. м, а также ТРЦ на Аминьевском шоссе – 68 тыс. кв. м). Так, большинство торговых объектов, анонсированных к выходу на рынок до конца 2020 г., характеризуются диапазоном арендопригодной площади 5-15 тыс. кв. м.
По словам Евгении Хакбердиевой, директора департамента торговой недвижимости Knight Frank, это обосновано рядом причин. Во-первых, растет значимость и популярность торговых центров районного масштаба. Благодаря присоединению Новой Москвы и освоению промышленных зон начали активно развиваться новые жилые районы со своей инфраструктурой и социальными объектами. С увеличением плотности населения на новых территориях, строительство новых торговых площадей будет актуально как никогда. Строительство районных ТЦ позволяет «закрывать» базовые потребности населения в товарах и услугах (продуктах питания, детских товарах, fashion, развлечениях), что делает их востребованными со стороны арендаторов. Увеличение объема малых ТЦ связано также с реализацией проектов компании ADG Group, которая в перспективе ближайших 5 лет будет формировать предложение как в сегменте малоформатных ТЦ, так и в точечной застройке в необеспеченных районах.
Всего за три квартала 2017 г. в Москве было введено в эксплуатацию 153,9 тыс. кв. м торговых площадей, однако в аналогичный период 2018 г. – 97,5 тыс. кв. м, что на 36% ниже и является самым низким показателем с 2012 г.
В III квартале 2017 г. на рынке Москвы был введен в эксплуатацию ТРЦ «Vegas Кунцево», арендопригодная площадь которого составила 119,5 тыс. кв. м (GBA – почти 287 тыс. кв. м). Ранее торговый центр подобного «Vegas Кунцево» масштаба открывался в Москве два с половиной года назад – в I квартале 2015 г. Это был ТРЦ Columbus, показатель арендопригодной площади которого составил 140 тыс. кв. м. В 2018 г. самым крупным торговым центром, вышедшим на рынок, был ТРЦ «Каширская Плаза» (GLA – 70,2 тыс. кв. м).
Сроки открытия ряда проектов были перенесены. Ввод ТЦ «Южный» (2-я фаза) и ТЦ Metromall был перенесен с сентября на октябрь 2018 г. Кроме того, стоит сказать, что с начала текущего года на 2019 год были сдвинуты даты открытия 5 торговых центров. Этими объектами являются ТРЦ «Остров Мечты», 2-я фаза ТЦ «Смоленский пассаж», ТЦ «Сказка», ТЦ в составе ТПУ «Рязанская», ТЦ «Ангара». Суммарная арендопригодная площадь этих объектов составляет 118,2 тыс. кв. м, или 43% от изначально планируемого объема нового предложения в 2018 г.
До конца 2018 г. к открытию запланировано 3 торговых объекта: ТЦ «Южный» (GLA – 20 тыс. кв. м), ТЦ «Арена Плаза» (GLA – 17,2 тыс. кв. м), ТЦ «Галеон» (GLA – 14 тыс. кв. м).
Все новые торговые центры, вышедшие на рынок с начала текущего года и планируемые к открытию до конца 2018 г., – объекты с арендопригодной площадью до 20 тыс. кв. м, исключением является только один объект – ТРЦ «Каширская Плаза» (GLA – 70,2 тыс. кв. м). Тенденция к сокращению средней площади новых объектов отслеживается с начала 2017 г., тогда как в более ранние 2014–2016 гг. средняя площадь выводимых на рынок торговых центров была в 2 раза больше – около 40 тыс. кв. м.
До конца 2020 г. планируется вывести на рынок порядка 57 новых торговых центров, из них порядка 85% объектов (49 проектов) соответствуют микрорайонному либо районному масштабам (GLA до 20 тыс. кв. м). При этом из них 73% (по количеству) принадлежат компании ADG Group. Доля проектов окружного масштаба составляет 9% (GLA от 20 до 40 тыс. кв. м). Меньше всего к реализации заявлено крупномасштабных проектов – всего 4 ТЦ (ТЦ ТПУ «Селигерская» – 145 тыс. кв. м, ТЦ ТПУ «Саларис» – 105 тыс. кв. м, ТРЦ «Остров Мечты» – 70 тыс. кв. м, а также ТРЦ на Аминьевском шоссе – 68 тыс. кв. м). Так, большинство торговых объектов, анонсированных к выходу на рынок до конца 2020 г., характеризуются диапазоном арендопригодной площади 5-15 тыс. кв. м.
По словам Евгении Хакбердиевой, директора департамента торговой недвижимости Knight Frank, это обосновано рядом причин. Во-первых, растет значимость и популярность торговых центров районного масштаба. Благодаря присоединению Новой Москвы и освоению промышленных зон начали активно развиваться новые жилые районы со своей инфраструктурой и социальными объектами. С увеличением плотности населения на новых территориях, строительство новых торговых площадей будет актуально как никогда. Строительство районных ТЦ позволяет «закрывать» базовые потребности населения в товарах и услугах (продуктах питания, детских товарах, fashion, развлечениях), что делает их востребованными со стороны арендаторов. Увеличение объема малых ТЦ связано также с реализацией проектов компании ADG Group, которая в перспективе ближайших 5 лет будет формировать предложение как в сегменте малоформатных ТЦ, так и в точечной застройке в необеспеченных районах.
Всего за три квартала 2017 г. в Москве было введено в эксплуатацию 153,9 тыс. кв. м торговых площадей, однако в аналогичный период 2018 г. – 97,5 тыс. кв. м, что на 36% ниже и является самым низким показателем с 2012 г.
В III квартале 2017 г. на рынке Москвы был введен в эксплуатацию ТРЦ «Vegas Кунцево», арендопригодная площадь которого составила 119,5 тыс. кв. м (GBA – почти 287 тыс. кв. м). Ранее торговый центр подобного «Vegas Кунцево» масштаба открывался в Москве два с половиной года назад – в I квартале 2015 г. Это был ТРЦ Columbus, показатель арендопригодной площади которого составил 140 тыс. кв. м. В 2018 г. самым крупным торговым центром, вышедшим на рынок, был ТРЦ «Каширская Плаза» (GLA – 70,2 тыс. кв. м).
Сроки открытия ряда проектов были перенесены. Ввод ТЦ «Южный» (2-я фаза) и ТЦ Metromall был перенесен с сентября на октябрь 2018 г. Кроме того, стоит сказать, что с начала текущего года на 2019 год были сдвинуты даты открытия 5 торговых центров. Этими объектами являются ТРЦ «Остров Мечты», 2-я фаза ТЦ «Смоленский пассаж», ТЦ «Сказка», ТЦ в составе ТПУ «Рязанская», ТЦ «Ангара». Суммарная арендопригодная площадь этих объектов составляет 118,2 тыс. кв. м, или 43% от изначально планируемого объема нового предложения в 2018 г.
До конца 2018 г. к открытию запланировано 3 торговых объекта: ТЦ «Южный» (GLA – 20 тыс. кв. м), ТЦ «Арена Плаза» (GLA – 17,2 тыс. кв. м), ТЦ «Галеон» (GLA – 14 тыс. кв. м).