Оптимизируем расходы на ремонт: на чем можно сэкономить

Сегодня на рынке fit-out остро стоит вопрос экономии на строительстве. Освобождение офисных и торговых площадей ушедшими компаниями, поиск российских аналогов стройматериалов — все это влияет на стоимость ремонта. О том, какие решения выгоднее для бизнеса, рассказывает коммерческий директор «Альфа Констракт» Олег Каржавин.
1024
Изображение взято из источника: «Альфа Констракт»
Аренда или покупка недвижимости

Расходы на капитальное строительство нужно сопоставлять с прямыми расходами на развитие бизнеса. Поэтому первый вопрос, которым нужно задаться при планировании строительных работ: у вас собственное помещение или арендованное?

Много примеров, когда предлагаемый к покупке объект недвижимости получает высокую оценку брокеров и инвесторов — и при этом становится менее выгодным вложением, чем инвестиции в арендованные площади. Например, если вы развиваете бизнес в сфере медицины — стоит тратить средства на открытие и развитие больниц, а не на строительство инфраструктуры с нуля.

Сейчас крупные компании редко покупают недвижимость. В основном они выбирают долгосрочную аренду — от 5 до 10 лет. На рынке много игроков, предлагающих реализацию build-to-suit проектов в аренду. Это касается любых объектов: от складов до офисов.

Поэтому всякий раз, когда речь идет об экономии, главный вопрос, который стоит себе задать — а стоит ли вкладываться в строительство? Нельзя ли заменить эту стройку на долгосрочный арендный поток?

Еще один аргумент в пользу аренды недвижимости вместо покупки — развитие бизнеса. Компании, которые активно расширяют розничную сеть или бизнес-единицы — выбирают аренду. Если объект арендован, можно переложить расходы на отделку на арендодателя. К тому же выгоднее не покупать один объект, а арендовать сразу несколько точек, тем самым расширив бизнес.

Технический аудит площадки

Когда говорят об экономии, подразумевают возможность уложиться в бюджет. Возникает два вопроса. Первый — релевантно ли оценили бюджет? И второй — насколько можно отклониться от изначальной суммы и почему?

При планировании бюджета, как правило, есть только общее понимание объекта и предварительная концепция. При этом нет привязки к конкретному помещению. Например, если мы открываем магазин, то в каком состоянии берем объект? Черновая или чистовая отделка, ремонт прошлого арендатора — все это влияет на бюджет.

Поэтому при оценке стоимости за кв. м трудно гарантировать, что заказчик уложится в эти цифры. Единственный способ с максимальной точностью оценить бюджет проекта — провести технический аудит площадки и выполнить проектирование. После этого шансы остаться в рамках бюджета значительно увеличиваются.

Выбираем подрядчика

При выборе подрядчика важно правильно провести конкурс. Основная проблема, с которой сталкиваются заказчики — привлечение большого количества компаний и, как следствие, ценовой демпинг.

Такие тендеры проводятся на публичной площадке без предварительной аккредитации — заявки подают всевозможные участники, в том числе новые фирмы, не работающие по профилю заказчика. Часто оказывается, что их ценовые предложения значительно дешевле, чем у крупных компаний. И если есть сомнения в компетенции такого участника, то провести дополнительную аккредитацию по опыту после подачи ценовых предложений — уже почти невозможно.

Нередко такие подрядчики выставляют низкие цены ненамеренно — они могут не понимать объем работ, на который подписываются. Для заказчика это все равно означает, что проект не будет реализован в запланированные срок и бюджет. Это боль заказчиков, которые выбирают генподрядчика с минимальной ценой — уже в процессе к заявленной стоимости прибавляются десятки процентов, так как нужно провести дополнительные работы.

В госзакупках наоборот — часто решение принимается по совокупности факторов. Например, 50% — опыт подрядчика и результаты аккредитации, а еще 50% — цена. Тогда при выборе подрядчиков складывается ситуация, когда разница в цене небольшая, обычно не более 10-15%, но разница в опыте может быть колоссальной. При этом побеждает не тот, у кого ниже цена — а тот, у кого богаче портфолио и выше баллы за аккредитацию. Такой способ не приводит к максимальной экономии, хотя он и надёжнее.

Практика показывает, что самое выгодное предложение можно получить следующим путем. Сначала провести аккредитацию — выбрать поставщиков, которые лучше всего соответствуют критериям: опыт работы на рынке, численность персонала, обороты за прошлые годы, количество и объем реализованных проектов, отзывы заказчиков. Затем сформировать закрытый список из 5-10 аккредитованных компаний, в которых вы не сомневаетесь — и среди них устроить торги. Только так можно получить наилучшую цену от опытных подрядчиков.

Подбор аналогов

Один из часто используемых способов экономии на ремонте — подбор аналогов отделочных материалов и оборудования.

Большинство генподрядчиков идут одним способом — обращаются к поставщикам и производителям с просьбой подобрать аналог. В ходе такой конкурсной процедуры получается лучшая цена.

Главные оптимизаторы строительства — девелоперы и застройщики. Они выбирают много производителей работ. При этом основную долю оборудования и материалов закупают самостоятельно, чтобы из-за большого объема строительства получить максимальную скидку на проекты. Тем самым они обеспечивают себе закупочные цены.

Для заказчика, который не занимается строительством на постоянной основе — всегда лучшее предложение будет от генподрядчиков, которые много строят, имеют трудовой ресурс и скидку у поставщиков.

Какие планировки выгоднее

Управлять стоимостью можно уже на этапе проектирования. Это касается не только выбора материалов и оборудования, но и планировочных решений.

Например, офисы все чаще переходят на формат open-space. Если проект состоит в основном из открытого пространства, почти нет перегородок — то при исходном уровне отделки такие объекты могут быть на 10-15% дешевле. Поэтому кабинетная система всегда по цене реализации проигрывает open-space.

Другой вопрос — сроки строительства. Чем быстрее мы строим, тем быстрее запускается объект — а значит, сокращаются затраты на простой помещения. Поэтому чуть более дорогие, но более быстрые в исполнении варианты отделки — например, открытые потолки и фальшполы — всегда выгоднее.

Система «одного окна» при строительстве

На рынке есть популярная практика design-build, когда проектирование и строительство передаются в одни руки. Заказчик таким образом планирует сократить время на проведение тендеров и строительных работ. Предполагается, что параллельно с проектированием подрядчик начнет работу на объекте, а также обеспечит бесшовную передачу рабочей документации из проектирования в работу.

При такой организации работы складывается ложное ощущение динамики — так как параллельно с проектированием выполняются работы, которые не лежат на критическом пути реализации проекта.

Критический путь — это последовательность задач, которые нужно выполнить, чтобы завершить проект в срок. На такие задачи чаще всего влияет выпуск проекта — без него нельзя заказать позиции с долгими сроками поставки, такие как вентиляционное оборудование, оборудование системы кондиционирования и охлаждения, а также центральное сетевое оборудование слаботочных систем.

При этом отсутствие проекта при выборе подрядчика на проведение строительных работ сужает выбор, поскольку не все подрядные компании готовы участвовать в таком конкурсе. Количество предложений уменьшается, а их ценовой разбег увеличивается — за счёт того, что без проекта в дешевых предложениях не учтены некоторые работы.

Если у заказчика на руках есть готовый проект, документация и ведомость объема работ — подрядчику проще рассчитать стоимость услуг при участии в конкурсе, сложнее что-то «забыть» или понять неправильно.

Допустим, вы показали концепт офиса, и подрядчик предположил, что там должны быть вентиляция, отопление, электроснабжение. Но он может не учесть систему охранной сигнализации и контроля доступа, систему видеонаблюдения. А другой подрядчик посчитает, что эти услуги нужны и включит их в смету. Цена первого изначально будет ниже, но в ходе работ могут добавиться услуги.

Поэтому еще один способ экономии — не жалеть времени на проведение отдельных тендеров: на проектирование и на строительство. Стоит разделять работы, чтобы ими занимались специализированные компании. Например, компания, которая занимается проектированием, заинтересована в том, чтобы сделать хороший проект, а не в том, чтобы потом заработать на стройке.


Материалы по теме

Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Стоимость отделки офисов увеличилась на 25%

Стоимость отделки офисных помещений в России к концу первого полугодия выросла в среднем на 20-25% относительно прошлого года, отметили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). В 2022 году также отмечался рост стоимости отделки на уровне 15-20%.
04.09
Источник: CRE
Исследования рынка

CORE.XP: Внутренняя отделка офисов остается востребованной

Компания CORE.XP проанализировала объем работ проектных и подрядных организаций, выполнивших проекты внутренней отделки за 2022 год. Общая площадь таких проектов составила более 800 тыс. кв. м, тогда как в 2018-2019 гг. она была на уровне 470 тыс. кв. м.
14.06
Источник: Pridex
Экспертный анализ

Стоимость офисной отделки выросла в среднем на 20% за последний год

Цена базовой отделки увеличилась на 12% и начинается от 75 000 руб./м². Отделка класса А выросла на 17% - стоимость начинается от 100 000 руб./м². В наибольшей степени подорожала высококлассная отделка, предполагающая большое количество индивидуальных решений – на 24%, стоимость начинается от 140 000 руб./м². Такие данные приводятся в исследовании компании Pridex.

 
01.06

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre