Тренды развития розничного рынка стройматериалов в 2024 г.

Издание «Бизнес-секреты» в рамках аналитического проекта Tinkoff Data изучило, как изменилось потребительское поведение покупателей на рынке стройматериалов за последний год, каких трендов ожидать в 2024 г. и каким будет средний чек летом. Полная версия исследования опубликована на сайте Бизнес-секретов.
2877
Изображение взято из источника: CRE
Основные выводы исследования

- Объем розничного рынка строительных материалов за 2023 год снизился на 10%.
- Средний чек на материалы для ремонта в конце 2023 г. увеличился на 9,9%.
- Летом 2024 г. средний чек вырастет на 7% — до 3566 руб.
- Доля онлайн-продаж в сегменте В2С на рынке строительных материалов небольшая — всего 7,2%.
- Эксперты прогнозируют до конца года рост цен в разных категориях стройматериалов для розничного потребителя в пределах 15—30%.
- В топ-3 по объемам продаж стройматериалов для розничных потребителей вошли сети «Леруа Мерлен», «ВсеИнструменты.ру», «Строительный двор».

Данное исследование отражает тренды только в сегменте B2C. Применять их к сегменту B2B в сфере строительства многоквартирных домов или коммерческих объектов некорректно. В выборке не учитывались данные по покупкам строительных материалов через универсальные маркетплейсы.

Объем розничного рынка товаров для ремонта за год снизился на 10%, хотя общий рынок стройматериалов растет

В 2023 г. розничный рынок стройматериалов и товаров для дома продолжил снижаться. За год его объем сократился на 10,1%. Тенденция 2023 г. связана исключительно с уменьшением количества покупателей, а не с изменением их потребительского поведения. Те, кто не откладывал ремонт до лучших времен и не был напуган ростом цен, продолжали заказывать стройматериалы с прежней частотой.

В экспертных интервью специалисты разделяют тренды в категориях массового строительства (жилищного, инфраструктурного, коммерческого) и частного строительства и ремонта. И если в первой категории отмечены рост и общее восстановление строительного рынка после проблем с логистикой весной 2022 г., то в розничном сегменте строительных материалов ситуация не такая оптимистичная.

Средний чек в конце 2023 г. вырос на 9,9%

Чтобы оценить динамику среднего чека в течение 2023 г., аналитики сравнили данные декабря 2022 и 2023 г. Средний чек покупателей стройматериалов в прошлом году увеличивался постепенно. Каждый месяц стоимость корзины с покупками росла всего на несколько десятков рублей. Итого в декабре 2023 средний чек вырос на 9,9% относительно декабря 2022 г. — с 2982 до 3276 руб. На увеличение среднего чека повлиял рост цен на стройматериалы и инструменты.

В целом в 2023 г. средний чек на товары для ремонта составлял 3238 руб. За год сумма изменилась незначительно — стала меньше на 4,4%, или на 151 руб. Это связано с так называемым эффектом высокой базы в 2022 г. Тогда на фоне панического всплеска спроса в марте резко вырос и средний чек. Он повлиял на среднегодовую цифру в 2022 и в итоге обеспечил минус в динамике в сравнении с 2023 годом.

По прогнозам, летом 2024 г. средний чек увеличится на 7%

Учитывая потребительское поведение и рост цен на товары для ремонта, средняя стоимость корзины покупок в строительных магазинах летом 2024 г. составит 3566 руб. Рост в сравнении с летом 2023 г. будет в пределах 7%.

Чаще всего стройматериалы покупали в крупных торговых сетях

Данные по транзакциям клиентов банка позволили выделить доли крупных торговых сетей.

Лидер по числу транзакций — сеть «Леруа Мерлен», ее доля в 2023 г. составляла 65,1%. Сеть представлена в большинстве крупных регионов страны и имеет сервисы для доставки в отдаленные области и республики. Для многих покупателей именно «Леруа Мерлен» является выбором по умолчанию.

В пятерку лидеров также вошли онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» с долей 7,1%, торговая сеть «Строительный Двор» с показателем 5,7% и гипермаркеты «МаксидоМ» — 5,6%.

Доля онлайн-продаж на розничном рынке товаров для ремонта остается небольшой — 7%

Средняя доля онлайн-продаж физическим лицам на рынке товаров для ремонта за 2023 год составила 7,2%. Помесячная динамика показывает плавное снижение доли с 7,7% в начале года до 6,8% в конце.

По мнению экспертов, роль электронной коммерции на рынке строительных материалов в последние годы растет. Однако есть важный нюанс: не все покупки, которые были оплачены онлайн, можно назвать исключительно интернет-заказами.

Для многих потребителей онлайн-продажи — это вспомогательный инструмент. Нередко интернет используется как инструмент заказа уже выбранных товаров, как альтернатива телефонному звонку менеджеру по продажам.

Другой тренд — у торговых сетей, которые совмещают физические магазины и онлайн-продажи, средний чек выше, чем в целом по рынку.

Здесь важно отметить, что высокая доля онлайн-продаж лидеров списка связана с тем, что изначально компании создавались как интернет-магазины. Их развитие было нацелено на продажи товаров онлайн. В то время как большая часть крупных торговых сетей — это все же физические магазины, и онлайн-каналы для них — лишь дополнительный инструмент продаж.

Прогнозы экспертов позволяют предположить, что роль и доля онлайн-продаж на розничном рынке строительных материалов в ближайший год будет только расти. Этот тренд приведет к усилению конкуренции между онлайн-продавцами.

Тренды 2024 г.: рост цен, цифровая маркировка и дефицит кадров

Эксперты в сфере строительства, производства и розничной продажи стройматериалов ожидают в 2024 г. увеличения объемов возведения многоквартирного и частного жилья. Это, в свою очередь, должно положительно сказаться на продажах на рынке стройматериалов в целом.

Увеличение количества вводимых в эксплуатацию домов может привести к росту продаж товаров для ремонта и обустройства.

Вместе с тем эксперты отмечают ряд факторов, которые могут повлиять на замедление роста строительной сферы в 2024 г. и, как следствие, на рынок стройматериалов:

- дефицит рабочей силы;
- введение цифровой маркировки на стройматериалы;
- дальнейший рост цен на товары.

Кадровый вопрос. По данным аналитиков Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, до конца 2024 г. дефицит рабочих на стройке может достичь 15%. В начале марта этот показатель уже составлял 11%.

Цифровая маркировка стройматериалов. По данным Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии РФ, доля фальсифицированных сухих строительных смесей в 2023 г. в России достигла 30%, цемента — 21%.
Чтобы решить проблему с контрафактом, Министерство промышленности и торговли РФ предложило провести эксперимент по добровольной цифровой маркировке этих товаров в системе «Честный знак».

Тест стартовал 15 марта и продлится до 1 декабря 2024 г. Если результаты эксперимента будут положительными, маркировка станет обязательной для всех производителей и поставщиков.

Рост цен на товары для ремонта. Увеличение ценников на строительные и отделочные материалы эксперты отрасли называют вполне ожидаемым событием. На рост будут влиять как общая инфляция, так и рост объемов строительства. Прогнозы экспертов в разных СМИ варьируются только по величине подорожания товаров для строительства и ремонта разных категорий.

Перечисленные проблемные факторы могут стать точками роста для отрасли.


Материалы по теме

Источник: «Альфа Констракт»
KnowHow

Оптимизируем расходы на ремонт: на чем можно сэкономить

Сегодня на рынке fit-out остро стоит вопрос экономии на строительстве. Освобождение офисных и торговых площадей ушедшими компаниями, поиск российских аналогов стройматериалов — все это влияет на стоимость ремонта. О том, какие решения выгоднее для бизнеса, рассказывает коммерческий директор «Альфа Констракт» Олег Каржавин.
15.11
KnowHow

Как сделать ремонт в работающем офисе?

Как сделать ремонт в офисе, когда у компании нет возможности переехать в другое помещение или прервать рабочий процесс? Что нужно, чтобы строительные работы прошли «без шума и пыли» и были почти незаметны для сотрудников? Рассказывает Мария Борисова, директор по развитию строительной компании CFC.
17.09
Точка зрения

Ремонт в офисе: ничего, кроме правды

Тема офисного ремонта всегда была сопряжена с большим количеством «мифов» - недостоверной информацией, которой подчас руководствуется клиент, но которая в итоге сильно усложняет реализацию интерьерных проектов, растягивает их сроки, усложняет вопросы согласования.
19.08

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (18-24 ноября)

Изменения в топ-менеджменте «Самолета», старт проекта Tate с жильем и офисами, коворкинг в «Мёбельбурге», итоги 15-летней работы РАД, термы в Ростове-на-Дону, распродажа активов «Почты России» и другие новости - в нашей традиционной подборке. 
24.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Мелочь пузатая: почему бум продажи офисов в нарезку может выйти рынку боком

Продажи офисов в мелкую нарезку уже названы рекордными за всю историю наблюдений. В сегмент особенно активно выходят непрофильные игроки и «диванные» инвесторы, ранее предпочитавшие более понятные активы в виде квартир, сервисных апартаментов и помещений в стрит-ритейле. Однако отдельные эксперты убеждены, что массовая реализация лотов «по мелочи» ставит под угрозу сам рынок институциональной недвижимости и ещё выйдет всем боком, а у распроданных по модели даже цивилизованных «шанхаев» бизнес-центров значительно снизится инвестиционная привлекательность.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Приключения электроники: как обслуживание людей людьми становится роскошью и изменяет рынки

На фоне усиливающегося кадрового голода, зарплатных гонок и постоянной оптимизации бизнесами всего и вся, уходит или максимально сокращается любая работа людей с людьми, становясь одним из основных конкурентных преимуществ и даже роскошью. «Тотальная цифровизация» – от касс самообслуживания и роботов на горячих линиях до электронной регистрации в гостиницах и заказов в ресторанах – впрочем, уже много лет назад называлась экспертами «решениями для бедных», и практически же единственным выходом с годами – для любого бизнеса в массовом, среднем минус и среднем сегментах. Среднестатистического клиента – в магазинах, банках, отелях и ресторанах – «глухая цифровая стена» давно раздражает, и он ищет для себя возможности покупок/заказов/услуг там, где роботизация пока минимальна. Тренд усиливается не только в классическом ритейле, индустрии гостеприимства и оффлайн-услугах, но и, казалось бы, в оцифрованном по праву рождения e-commerce, уже начинающем подавать быстрое подключение человека и решение вопросов с живыми специалистами как маркетинговую фишку.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
21.11
Источник: «Самолет»
Назначения

В группе «Самолет» новые назначения на ключевые позиции

Коммерческий блок возглавил Кирилл Храпов, девелоперский блок в Московском регионе - Арцун Геворкян. Владимир Комар займется вопросами стратегии земельного банка и вопросами градостроительства. А операционным директором по управлению недевелоперскими проектами стал Алексей Акиндинов.
22.11
Источник: Пресс-служба Кокон
Сделка

Новые сделки OF.RU

Команда OF.RU (Ассоциация Кокон) рассказала о новых сделках.
 
20.11
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

В Оренбурге открылся первый моностор Samsung

Салон площадью 130 кв. м расположился в ТРЦ «Мармелад». 
25.11
Источник: Юбилейный Российский Антикварный Салон
События

В Гостином дворе вновь ждут Антикварный Салон

Юбилейный 50-й Российский Антикварный Салон & Lifestyle Искусство интерьера пройдет в конце ноября в Гостином дворе.
 
22.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre