Основные выводы исследования
- Объем розничного рынка строительных материалов за 2023 год снизился на 10%.
- Средний чек на материалы для ремонта в конце 2023 г. увеличился на 9,9%.
- Летом 2024 г. средний чек вырастет на 7% — до 3566 руб.
- Доля онлайн-продаж в сегменте В2С на рынке строительных материалов небольшая — всего 7,2%.
- Эксперты прогнозируют до конца года рост цен в разных категориях стройматериалов для розничного потребителя в пределах 15—30%.
- В топ-3 по объемам продаж стройматериалов для розничных потребителей вошли сети «Леруа Мерлен», «ВсеИнструменты.ру», «Строительный двор».
Данное исследование отражает тренды только в сегменте B2C. Применять их к сегменту B2B в сфере строительства многоквартирных домов или коммерческих объектов некорректно. В выборке не учитывались данные по покупкам строительных материалов через универсальные маркетплейсы.
Объем розничного рынка товаров для ремонта за год снизился на 10%, хотя общий рынок стройматериалов растет
В 2023 г. розничный рынок стройматериалов и товаров для дома продолжил снижаться. За год его объем сократился на 10,1%. Тенденция 2023 г. связана исключительно с уменьшением количества покупателей, а не с изменением их потребительского поведения. Те, кто не откладывал ремонт до лучших времен и не был напуган ростом цен, продолжали заказывать стройматериалы с прежней частотой.
В экспертных интервью специалисты разделяют тренды в категориях массового строительства (жилищного, инфраструктурного, коммерческого) и частного строительства и ремонта. И если в первой категории отмечены рост и общее восстановление строительного рынка после проблем с логистикой весной 2022 г., то в розничном сегменте строительных материалов ситуация не такая оптимистичная.
Средний чек в конце 2023 г. вырос на 9,9%
Чтобы оценить динамику среднего чека в течение 2023 г., аналитики сравнили данные декабря 2022 и 2023 г. Средний чек покупателей стройматериалов в прошлом году увеличивался постепенно. Каждый месяц стоимость корзины с покупками росла всего на несколько десятков рублей. Итого в декабре 2023 средний чек вырос на 9,9% относительно декабря 2022 г. — с 2982 до 3276 руб. На увеличение среднего чека повлиял рост цен на стройматериалы и инструменты.
В целом в 2023 г. средний чек на товары для ремонта составлял 3238 руб. За год сумма изменилась незначительно — стала меньше на 4,4%, или на 151 руб. Это связано с так называемым эффектом высокой базы в 2022 г. Тогда на фоне панического всплеска спроса в марте резко вырос и средний чек. Он повлиял на среднегодовую цифру в 2022 и в итоге обеспечил минус в динамике в сравнении с 2023 годом.
По прогнозам, летом 2024 г. средний чек увеличится на 7%
Учитывая потребительское поведение и рост цен на товары для ремонта, средняя стоимость корзины покупок в строительных магазинах летом 2024 г. составит 3566 руб. Рост в сравнении с летом 2023 г. будет в пределах 7%.
Чаще всего стройматериалы покупали в крупных торговых сетях
Данные по транзакциям клиентов банка позволили выделить доли крупных торговых сетей.
Лидер по числу транзакций — сеть «Леруа Мерлен», ее доля в 2023 г. составляла 65,1%. Сеть представлена в большинстве крупных регионов страны и имеет сервисы для доставки в отдаленные области и республики. Для многих покупателей именно «Леруа Мерлен» является выбором по умолчанию.
В пятерку лидеров также вошли онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» с долей 7,1%, торговая сеть «Строительный Двор» с показателем 5,7% и гипермаркеты «МаксидоМ» — 5,6%.
Доля онлайн-продаж на розничном рынке товаров для ремонта остается небольшой — 7%
Средняя доля онлайн-продаж физическим лицам на рынке товаров для ремонта за 2023 год составила 7,2%. Помесячная динамика показывает плавное снижение доли с 7,7% в начале года до 6,8% в конце.
По мнению экспертов, роль электронной коммерции на рынке строительных материалов в последние годы растет. Однако есть важный нюанс: не все покупки, которые были оплачены онлайн, можно назвать исключительно интернет-заказами.
Для многих потребителей онлайн-продажи — это вспомогательный инструмент. Нередко интернет используется как инструмент заказа уже выбранных товаров, как альтернатива телефонному звонку менеджеру по продажам.
Другой тренд — у торговых сетей, которые совмещают физические магазины и онлайн-продажи, средний чек выше, чем в целом по рынку.
Здесь важно отметить, что высокая доля онлайн-продаж лидеров списка связана с тем, что изначально компании создавались как интернет-магазины. Их развитие было нацелено на продажи товаров онлайн. В то время как большая часть крупных торговых сетей — это все же физические магазины, и онлайн-каналы для них — лишь дополнительный инструмент продаж.
Прогнозы экспертов позволяют предположить, что роль и доля онлайн-продаж на розничном рынке строительных материалов в ближайший год будет только расти. Этот тренд приведет к усилению конкуренции между онлайн-продавцами.
Тренды 2024 г.: рост цен, цифровая маркировка и дефицит кадров
Эксперты в сфере строительства, производства и розничной продажи стройматериалов ожидают в 2024 г. увеличения объемов возведения многоквартирного и частного жилья. Это, в свою очередь, должно положительно сказаться на продажах на рынке стройматериалов в целом.
Увеличение количества вводимых в эксплуатацию домов может привести к росту продаж товаров для ремонта и обустройства.
Вместе с тем эксперты отмечают ряд факторов, которые могут повлиять на замедление роста строительной сферы в 2024 г. и, как следствие, на рынок стройматериалов:
- дефицит рабочей силы;
- введение цифровой маркировки на стройматериалы;
- дальнейший рост цен на товары.
Кадровый вопрос. По данным аналитиков Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, до конца 2024 г. дефицит рабочих на стройке может достичь 15%. В начале марта этот показатель уже составлял 11%.
Цифровая маркировка стройматериалов. По данным Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии РФ, доля фальсифицированных сухих строительных смесей в 2023 г. в России достигла 30%, цемента — 21%.
Чтобы решить проблему с контрафактом, Министерство промышленности и торговли РФ предложило провести эксперимент по добровольной цифровой маркировке этих товаров в системе «Честный знак».
Тест стартовал 15 марта и продлится до 1 декабря 2024 г. Если результаты эксперимента будут положительными, маркировка станет обязательной для всех производителей и поставщиков.
Рост цен на товары для ремонта. Увеличение ценников на строительные и отделочные материалы эксперты отрасли называют вполне ожидаемым событием. На рост будут влиять как общая инфляция, так и рост объемов строительства. Прогнозы экспертов в разных СМИ варьируются только по величине подорожания товаров для строительства и ремонта разных категорий.
Перечисленные проблемные факторы могут стать точками роста для отрасли.
- Объем розничного рынка строительных материалов за 2023 год снизился на 10%.
- Средний чек на материалы для ремонта в конце 2023 г. увеличился на 9,9%.
- Летом 2024 г. средний чек вырастет на 7% — до 3566 руб.
- Доля онлайн-продаж в сегменте В2С на рынке строительных материалов небольшая — всего 7,2%.
- Эксперты прогнозируют до конца года рост цен в разных категориях стройматериалов для розничного потребителя в пределах 15—30%.
- В топ-3 по объемам продаж стройматериалов для розничных потребителей вошли сети «Леруа Мерлен», «ВсеИнструменты.ру», «Строительный двор».
Данное исследование отражает тренды только в сегменте B2C. Применять их к сегменту B2B в сфере строительства многоквартирных домов или коммерческих объектов некорректно. В выборке не учитывались данные по покупкам строительных материалов через универсальные маркетплейсы.
Объем розничного рынка товаров для ремонта за год снизился на 10%, хотя общий рынок стройматериалов растет
В 2023 г. розничный рынок стройматериалов и товаров для дома продолжил снижаться. За год его объем сократился на 10,1%. Тенденция 2023 г. связана исключительно с уменьшением количества покупателей, а не с изменением их потребительского поведения. Те, кто не откладывал ремонт до лучших времен и не был напуган ростом цен, продолжали заказывать стройматериалы с прежней частотой.
В экспертных интервью специалисты разделяют тренды в категориях массового строительства (жилищного, инфраструктурного, коммерческого) и частного строительства и ремонта. И если в первой категории отмечены рост и общее восстановление строительного рынка после проблем с логистикой весной 2022 г., то в розничном сегменте строительных материалов ситуация не такая оптимистичная.
Средний чек в конце 2023 г. вырос на 9,9%
Чтобы оценить динамику среднего чека в течение 2023 г., аналитики сравнили данные декабря 2022 и 2023 г. Средний чек покупателей стройматериалов в прошлом году увеличивался постепенно. Каждый месяц стоимость корзины с покупками росла всего на несколько десятков рублей. Итого в декабре 2023 средний чек вырос на 9,9% относительно декабря 2022 г. — с 2982 до 3276 руб. На увеличение среднего чека повлиял рост цен на стройматериалы и инструменты.
В целом в 2023 г. средний чек на товары для ремонта составлял 3238 руб. За год сумма изменилась незначительно — стала меньше на 4,4%, или на 151 руб. Это связано с так называемым эффектом высокой базы в 2022 г. Тогда на фоне панического всплеска спроса в марте резко вырос и средний чек. Он повлиял на среднегодовую цифру в 2022 и в итоге обеспечил минус в динамике в сравнении с 2023 годом.
По прогнозам, летом 2024 г. средний чек увеличится на 7%
Учитывая потребительское поведение и рост цен на товары для ремонта, средняя стоимость корзины покупок в строительных магазинах летом 2024 г. составит 3566 руб. Рост в сравнении с летом 2023 г. будет в пределах 7%.
Чаще всего стройматериалы покупали в крупных торговых сетях
Данные по транзакциям клиентов банка позволили выделить доли крупных торговых сетей.
Лидер по числу транзакций — сеть «Леруа Мерлен», ее доля в 2023 г. составляла 65,1%. Сеть представлена в большинстве крупных регионов страны и имеет сервисы для доставки в отдаленные области и республики. Для многих покупателей именно «Леруа Мерлен» является выбором по умолчанию.
В пятерку лидеров также вошли онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» с долей 7,1%, торговая сеть «Строительный Двор» с показателем 5,7% и гипермаркеты «МаксидоМ» — 5,6%.
Доля онлайн-продаж на розничном рынке товаров для ремонта остается небольшой — 7%
Средняя доля онлайн-продаж физическим лицам на рынке товаров для ремонта за 2023 год составила 7,2%. Помесячная динамика показывает плавное снижение доли с 7,7% в начале года до 6,8% в конце.
По мнению экспертов, роль электронной коммерции на рынке строительных материалов в последние годы растет. Однако есть важный нюанс: не все покупки, которые были оплачены онлайн, можно назвать исключительно интернет-заказами.
Для многих потребителей онлайн-продажи — это вспомогательный инструмент. Нередко интернет используется как инструмент заказа уже выбранных товаров, как альтернатива телефонному звонку менеджеру по продажам.
Другой тренд — у торговых сетей, которые совмещают физические магазины и онлайн-продажи, средний чек выше, чем в целом по рынку.
Здесь важно отметить, что высокая доля онлайн-продаж лидеров списка связана с тем, что изначально компании создавались как интернет-магазины. Их развитие было нацелено на продажи товаров онлайн. В то время как большая часть крупных торговых сетей — это все же физические магазины, и онлайн-каналы для них — лишь дополнительный инструмент продаж.
Прогнозы экспертов позволяют предположить, что роль и доля онлайн-продаж на розничном рынке строительных материалов в ближайший год будет только расти. Этот тренд приведет к усилению конкуренции между онлайн-продавцами.
Тренды 2024 г.: рост цен, цифровая маркировка и дефицит кадров
Эксперты в сфере строительства, производства и розничной продажи стройматериалов ожидают в 2024 г. увеличения объемов возведения многоквартирного и частного жилья. Это, в свою очередь, должно положительно сказаться на продажах на рынке стройматериалов в целом.
Увеличение количества вводимых в эксплуатацию домов может привести к росту продаж товаров для ремонта и обустройства.
Вместе с тем эксперты отмечают ряд факторов, которые могут повлиять на замедление роста строительной сферы в 2024 г. и, как следствие, на рынок стройматериалов:
- дефицит рабочей силы;
- введение цифровой маркировки на стройматериалы;
- дальнейший рост цен на товары.
Кадровый вопрос. По данным аналитиков Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, до конца 2024 г. дефицит рабочих на стройке может достичь 15%. В начале марта этот показатель уже составлял 11%.
Цифровая маркировка стройматериалов. По данным Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии РФ, доля фальсифицированных сухих строительных смесей в 2023 г. в России достигла 30%, цемента — 21%.
Чтобы решить проблему с контрафактом, Министерство промышленности и торговли РФ предложило провести эксперимент по добровольной цифровой маркировке этих товаров в системе «Честный знак».
Тест стартовал 15 марта и продлится до 1 декабря 2024 г. Если результаты эксперимента будут положительными, маркировка станет обязательной для всех производителей и поставщиков.
Рост цен на товары для ремонта. Увеличение ценников на строительные и отделочные материалы эксперты отрасли называют вполне ожидаемым событием. На рост будут влиять как общая инфляция, так и рост объемов строительства. Прогнозы экспертов в разных СМИ варьируются только по величине подорожания товаров для строительства и ремонта разных категорий.
Перечисленные проблемные факторы могут стать точками роста для отрасли.