NF Group: Доля иностранцев в ТЦ Петербурга сократилась до 12% за три года

Согласно данным NF Group, за три года доля иностранных арендаторов в торговых центрах Петербурга сократилась вдвое – с 26% до 12%. Это результат ухода международных брендов, передачи бизнеса российским компаниям и структурной перестройки рынка. За этот период освободилось свыше 300 тыс. кв. м торговых площадей, которые уже заняты российскими, китайскими, турецкими и другими игроками. При этом открытие новых торговых центров в городе остается ограниченным: в 2024 году не было открыто ни одного объекта, в первом квартале 2025 года частично открылся торговый центр «Парк Молл». Большинство анонсированных к запуску в 2025 году ТЦ – малоформатные и не рассчитаны на размещение крупных фэшн-операторов. 
693
Изображение взято из источника: CRE
Доля иностранных ретейлеров среди арендаторов торговых центров Санкт-Петербурга сократилась с 26% в начале 2022 года до 12% в начале 2025 года. Уход ряда зарубежных компаний, передача бизнеса российским партнерам и другие структурные изменения высвободили более 300 тыс. кв. м торговых площадей. Эти пространства постепенно были заняты операторами из России, Турции, Китая и других стран. 

В начале 2022 года наибольшую площадь среди иностранных арендаторов занимали бренды из Франции, Швеции, Германии, Финляндии и Испании. Структура присутствия иностранных ретейлеров к 2025 году изменилась: в лидерах – Франция (в первую очередь за счет гипермаркетов «Ашан»), за ней следуют Китай, Турция, Италия и Ливан.

До 2022 года иностранные бренды в наибольшей степени были представлены в 11 ключевых торговых центрах Петербурга. По состоянию на начало 2025 года в них свободными оставались всего 1,3% площадей или 12 тыс. кв. м. 

В 2024 году в Санкт-Петербурге не открылось ни одного нового торгового центра. В первом квартале 2025 года состоялось частичное открытие торгового центра «Парк Молл». Из четырех объектов, запланированных к открытию до конца 2025 года, три относятся к малоформатным – как правило, такие ТЦ не предполагают значительного присутствия брендов одежды и обуви. 

 
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «С высокой вероятностью в первую волну возвращения на российский рынок могут войти бренды из Испании, США, Польши, Германии и Франции, которые на начало 2022 года в Петербурге занимали суммарно около 58 тыс. кв. м. Большая часть из них представлена в сегменте одежды, обуви и аксессуаров (90%). Вероятность возвращения брендов из скандинавских стран (товары для дома, гипермаркеты, одежда, обувь и аксессуары), которые занимали более 140 тыс. кв. м, в среднесрочной перспективе, минимальна. Возможное возвращение иностранных брендов, в первую очередь, связано с теми операторами, за которыми уже закреплены торговые площади – даже если сейчас они работают под другими именами. Именно это позволит им вернуться быстрее». 

По словам эксперта, после ухода международных ретейлеров потребительская модель изменилась. Покупатели адаптировались к новому рыночному ландшафту, и их внимание сместилось в сторону доступных, понятных брендов – независимо от страны их происхождения. Это связано как с ростом цен на продукцию иностранных производителей, так и с устойчивыми показателями товарооборота российских игроков.

Крупные российские компании показали способность к росту и перераспределению спроса. Если иностранные бренды все же массово вернутся, это не станет для них угрозой, но приведет к усилению конкуренции за покупателя. При этом важно учитывать, что арендаторам предстоит конкурировать не только друг с другом, но и с онлайн-форматом, где основная борьба разворачивается вокруг цены. Именно поэтому в ближайшие годы ключевым потребительским ориентиром останется рациональность: покупатель будет принимать решения, исходя из оптимального соотношения цены и качества – как в офлайн-магазинах, так и на цифровых площадках.

Возможное возвращение международных ретейлеров на российский рынок будет постепенным. По оценкам экспертов NF Group, процесс может занять 5–6 месяцев с момента восстановления платежных операции между Россией, Европой и США.

 
Евгения Хакбердиева: «Большинство компаний рассматривают франшизную модель как основной формат возвращения, а не прямое управление. Это позволяет снизить операционные риски и воспользоваться уже выстроенной инфраструктурой. Те бренды, у которых в России сохраняются партнёрские связи, смогут вернуться быстрее; компаниям без действующих партнеров потребуется больше времени на адаптацию и построение новых процессов».


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: NF Group
Экспертный анализ

NF Group: Российские фэшн-бренды наращивают количество дебютов

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, на московском рынке стрит-ретейла фиксируется устойчивый рост количества новых магазинов российских брендов. Их доля в общей структуре открытий достигла 95% в 2024 году, что стало рекордным показателем за последние два года. Всего за прошлый год на основных торговых коридорах столицы было открыто и анонсировано к открытию 44 объекта фэшн-сегмента, что на 13% больше по сравнению с 2022 годом.
21.04
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Петербург ожидает рекордного ввода ТЦ

В 2025 году рынок торговой недвижимости Санкт-Петербурга может пополниться рекордным с 2013 года объемом новых качественных ТЦ. 
14.04
Источник: CMWP
Исследования рынка

CMWP: Новые бренды притаились

Аналитики компании фиксируют сокращение числа новых брендов в России. В первом квартале на рынок вышли всего 9 новых брендов, из которых 5 - локальные игроки.
10.04

журнал CRE 4(449)

Вышел в свет майский номер журнала Commercial Real Estate № 449, подготовленный при участии около восьмидесяти экспертов Читайте в номере:  «Несите ваши денежки»: о том, что на фоне возможного смягчения денежно-кредитной политики и существенного снижения доходности по банковским вкладам все секторы экономики буквально затопятся «деньгами с депозитов», аналитики говорят уже более года. Среди основных бенефициаров называется и рынок коммерческой недвижимости. Но просто никому не буде...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (12-18 мая)

Итоги посещения Москвы Си Цзиньпином, новый актив в портфеле владельцев «Мария-Ра», новости CORE.XP, CMWP и NF Group, нижегородский проект Central Properties, открытие Ленты в Тюмени, Сбербанк забирает «Новоспасский», а ДОМ.РФ открывает складской паевой фонд.
18.05
Источник: cre.ru
Игроки рынка

Си Цзиньпин вновь остановился в отеле Soluxe Hotel Moscow

Глава КНР и его делегация уже второй раз останавливаются во время своего визита в Россию в этом отеле под управлением CORE.XP.
 
15.05
Источник: cre.ru
Проект

В Нижнем построят склад на 150 тысяч «квадратов»

В Нижнем Новгороде будет построен самый крупный логистический комплекс.
 
15.05
Источник: ПИК
Игроки рынка

CORE.XP займется управлением ОМА от ПИК

По итогам тендера компания заключила договор на оказание услуг технической эксплуатации комьюнити-центра площадью 18 тыс. кв. м у станции метро Аминьевская.
15.05
Источник: «Лента»
Открытие

Тюменцы получили «Супер Ленту»

«Супер Лента» открыла первый магазин в Тюмени.
 
 
15.05
Источник: Пресс-служба NF Group
Назначения

Марина Малахатько стала партнером NF Group

Марина Малахатько присоединилась к NF Group в статусе партнера и вошла в состав департамента финансовых рынков и инвестиций.
 
15.05
Источник: Dominanta
Сделка

Coldy приобрел проекты Dominanta

Девелопер выкупил три строящихся проекта в сегменте жилой недвижимости и бизнес-центр Qoob.
16.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre