16 июля 2025 г. начал работу «Клуб Storytelling», организованный архитектурным бюро Дарьи Туркиной BOHAN studio в новом офисе компании на Покровке. Первая встреча Клуба была посвящена методам сторителлинга в дизайне офисов. Участники обсудили последние тренды рынка офисной недвижимости, трансформацию подходов к организации офисных пространств с учетом потребностей поколения Z, а также эффективные подходы к дизайну современных офисов.
Иван Боровский, директор по продажам департамента офисной недвижимости NF Group, поделился актуальной аналитикой рынка офисной недвижимости и рассказал о том, какие требования предъявляет к офисам современный бизнес. По данным NF Group, значительный рост арендных ставок (в среднем 15-20% только за прошлый год) и дефицит предложения вынуждает все больше компаний задуматься о приобретении офисных площадей в собственность.
«Мы видим, что сегодня продажа — это новая аренда. В этом году был заключен ряд крупных сделок с офисной недвижимостью — «Лукойл» приобрел здание AFI2B, «Т-Банк» — здание Центрального Телеграфа. Таких примеров ощутимое количество. В структуре реализации офисов с 2021 г. среднегодовые значения показывают 30% предложений по аренде и 59% — по продаже. В следующем году мы прогнозируем 70% сделок купли-продажи от общего объема рынка», — отметил эксперт.
Иван Боровский обозначил высокий спрос на сервисные гибкие офисы, позволяющие обеспечивать гибридный формат работы. Для команды из 500-700 человек в таком случае может быть достаточно 200 рабочих мест — в зависимости от моделирования внутренних пространств. Он добавил, что в текущих реалиях рынка компании готовы инвестировать в built-to-suit, а также в индивидуальные дизайн-проекты wow-офисов, которые будут способны мотивировать сотрудников и повышать их производительность.
Луиза Улановская, эксперт по поведенческой экономике и основатель Lanska group, поделилась результатами своего актуального исследования о трансформации портрета офисного пользователя: на рынок труда выходят молодые кадры, представители поколения Z (от 2000-го года рождения), чьи потребности переопределяют концепцию рабочих пространств. Заказчиком исследования выступили девелоперы, которые создают коммерческую недвижимость класса А.
«Как привлечь и удержать в офисе представителей поколения Z? Сегодня это боль современных компаний. С точки зрения работодателя — это капризные, порой несносные, но очень талантливые сотрудники. Бессмысленно отрицать, что за ними будущее. 60% зумеров уже интегрированы в профессиональную сферу и влияют на экономику нашей страны, а к 2030 г. они будут составлять 30% всей рабочей силы», — заявила эксперт.
По данным исследования Луизы Улановской, самый актуальный для зумеров формат работы — это гибрид. С одной стороны, им хочется самостоятельно выбирать локацию для работы за ноутбуком, а с другой — иметь возможность посещать офис, чтобы проявляться, чувствовать свою нужность и важность, быть «в тусовке». «Офис должен отражать ценности зумеров лучше, чем собственная квартира. Они выбирают не офис, а состояние, которое он может обеспечить. Им недостаточно комфортных и функциональных помещений. Они хотят фотогеничное, игровое, терапевтическое рабочее пространство — с красивыми видами, комнатами для отдыха и сна, зонами для вечеринок», — добавила Луиза Улановская.
Эксперт также рассказала, что сейчас в концепции устройства современных офисов наблюдается переход от work-life balance к work-life blend — философии «слияния работы и жизни», когда рабочее и личное время гармонично совмещаются в течение дня. Поэтому работодатель должен учитывать сферу спорта и wellness, возможности для образования и развития, а также ESG-ценности.
Дарья Туркина, генеральный директор BOHAN studio, подтвердила, что по ее опыту работы c крупными IT-компаниями — «Яндекс», «Рамблер», «Сбер», TravelLine и другими — главным запросом заказчиков становится создание офисов с максимально насыщенными сценариями. «Руководство крупных компаний ставит перед нами задачу спроектировать такой офис, чтобы люди там могли не только работать и есть, но и развлекаться, отдыхать и даже спать. В общем, чтобы люди могли буквально жить в офисе», — прокомментировала Дарья.
При этом, приводя в пример успешно реализованные кейсы BOHAN studio, эксперт обозначила, что индивидуальный дизайн-проект офиса становится не только инструментом для повышения эффективности сотрудников, но и повышает стоимость самого объекта недвижимости. В этом контексте она поделилась кейсом двухэтажного офиса для абстрактного пользователя, где на момент работы над проектом было неизвестно, кто станет покупателем или арендатором, будет ли это одна компания или две. Команда BOHAN studio реализовала концепцию универсального офиса с оформлением в стиле респектабельной лаконичной классики, детально проработав планировку.
«В проекте для AB-Commercial мы продумали круговую планировку для обоих этажей, где был соблюден тонкий баланс между опенспейсами, кабинетной системой, переговорными и зонами для отдыха. Поскольку мы не могли опираться на индивидуальные пожелания конечного пользователя, то решили уделить особое внимание зоне ресепшн как первой точке касания с пространством. Получился настоящий арт-объект с настраиваемой иллюминацией, благодаря которой входная зона привлекает внимание даже с улицы. В результате наш заказчик смог сдать помещение в аренду по ставке в два раза выше, чем планировалось изначально».
Встречи «Клуба Storytelling» от BOHAN studio будут проходить на регулярной основе в новом офисе компании на Покровке. Цель Клуба — обеспечить камерную площадку для диалога экспертов разных индустрий, обмена профессиональным опытом и обсуждения актуальных трендов.