На выставке MIPIM, пожалуй, как нигде можно детально узнать о мировых трендах в развитии недвижимости. Этот год не стал исключением. Мне удалось поучаствовать в деловой программе на стендах Германии, Америки, Парижа, и я могу немного рассказать про т...
Далее
На выставке MIPIM, пожалуй, как нигде можно детально узнать о мировых трендах в развитии недвижимости. Этот год не стал исключением. Мне удалось поучаствовать в деловой программе на стендах Германии, Америки, Парижа, и я могу немного рассказать про то, с какими вызовами сталкиваются наши европейские и американские коллеги.
Основной лейтмотив многих выступлений – наступление эры flexibility. Гибкость в решениях, адаптивность, умение приспособиться к нуждам клиентов – это сегодня важно и для жилого сектора, и для гостиниц, и для офисов. Этот тренд отчасти можно связывать с sharing economy, отчасти – с новыми поведенческими особенностями поколений Y и Z, которые уже не хотят работать и жить так, как это делали «иксы».
Так, сегодня во всем мире активно развиваются коворкинги, которые предоставляют всем желающим доступную офисную инфраструктуру и пространство для деловых встреч. В условиях, когда корпоративный сектор стремится сокращать арендные расходы и переходит на дистанционную работу, а сотрудники готовы к самоотверженному труду, но «только не в офисе», популярность коворкингов действительно сложно переоценить. Уже сегодня мы видим активное развитие этой темы и в России.
Еще один горячий международный тренд – коливинги: когда ты можешь снять комнату в квартире, скажем, на три спальни, и можешь занимать ее от одного дня до нескольких лет. Ты платишь меньше, чем если бы ты снимал отдельное жилье, и в то же время ты очень гибок с точки зрения арендных отношений. Этот формат - также ответ рынка на потребности нового поколения. Известно, что миллениалы и те, кто моложе, не хотят держаться за одно рабочее место дольше полугода–года. Они много путешествуют, рассматривают предложения о работе в том числе из-за рубежа и не хотят прикипать к одному месту. Эта реальность жизни приводит к возникновению сетевых коливингов: формата быстрой и недорогой аренды, позволяющей переезжать с места на место и везде иметь комфортное и недорогое жилье.
К слову сказать, не только жилье, но и отели переживают эру flexibility. Клиенты устали от традиционных отелей, построенных по однотипным шаблонам. Сегодня многие гостиницы по всему миру проходят комплексную реновацию: переделываются под культурные хабы, выставочные пространства, наполняются другими функциями. Йога по выходным, выставка современного искусства в лобби, гастрономический мастер-класс – сегодня отели стремятся создавать на своих площадках некие подобия полноценных оффлайн-сообществ. Все мы знаем, что современная молодежь много времени проводит в интернете, у нее мало живого общения. А учитывая постоянные переезды с места на место, шансы обрасти полноценными дружескими отношениями или социальными связями вообще стремятся к нулю. Жилые проекты и проекты отелей сегодня пытаются компенсировать клиентам недостаток общения и создают для этого всю необходимую инфраструктуру.
Сегодня многие отели? исповедуя принцип flexibility, часть своих проектов отводят под обслуживаемые апартаменты. Причем эта тенденция характерна даже для люксовых отелей, работающих по самым-самым высоким стандартам. Эта мировая тенденция уже находит свое отражение и на российском рынке: в Москве в ближайшее время выходит на рынок сразу 2 таких проекта – отели Fairmont и Mandarin, в которых будут представлены и апартаменты с обслуживанием от гостиничных брендов.
Возвращаясь к выставке MIPIM, можно сказать, что в этом году она была несколько масштабнее, чем выставки прошлых лет. Активность зашкаливала на стендах европейских столиц, в конференц-залах, в общем выставочном пространстве.
Из России в этом году в выставке участвовало более 600 человек, включая большую делегацию московского Правительства. Но для приезда на Лазурный берег у представителей власти был особый повод – выход в финал конкурса MIPIM Awards парка «Зарядье». Накануне финала во «Дворце фестивалей» артисты «Геликон-оперы» исполнили известные оперные хиты под видеоряд парка «Зарядье». Это было впечатляюще. А в четверг наш проект получил специальный приз жюри MIPIM Awards, что, конечно, вызвало бурю эмоций со стороны всех российских участников. От души поздравляем команду проекта «Зарядье» с заслуженной победой!