«Тенденция к снижению связана прежде всего с субъективными факторами, а именно - с поведением инвестора на фоне кризисных явлений. В то же время инвестиции в торговую недвижимость остаются надежным вложением средств: торговый объект достаточно быстро окупаем – от 7 до 10 лет, а его доходность стабильна и составляет в среднем 5-7%», – комментирует руководитель Латвийского представительства управляющей компании Bavaria Investments Владислав Масальский.
Еще одна тенденция на рынке инвестиций в торговую недвижимость – это переключение внимания инвесторов с топ-объектов недвижимости (с центральным расположением, с надежными платежеспособными арендаторами и долгосрочными договорами аренды), которых на немецком рынке недвижимости остались единицы, на более доступные и экономичные варианты.
Эксперты отмечают, что инвесторы активнее всего вкладывали средства в небольшие розничные магазины и мини-маркеты, расположенные в пригородах. По данным компании CBRE, во втором квартале 2016 г. почти 80% инвестиций в торговую недвижимость были осуществлены за пределами крупных городов. Такие объекты наиболее популярны среди частных инвесторов, так как с точки зрения управления не так трудоемки, как другие классы активов.
По словам специалистов Bavaria Investments, наибольший интерес для инвесторов представляют объекты с несколькими взаимодополняющими арендаторами, реализующими товары и услуги повседневного спроса, – специализированные торговые центры, площадь которых составляет около 100 кв. м. Они рассчитаны на людей, работающих или проживающих в радиусе 5 минут ходьбы. Среднее количество клиентов в такой узкоцелевой торговой зоне – около 5 000 человек.
«Такие объекты имеют большую группу потенциальных арендаторов: продуктовые магазины, отделения банков, аптеки, кафе, поэтому это не только стабильный, но и рентабельный вариант инвестирования», – отмечает Владислав Масальский.