В качестве глобальных трендов рынка недвижимости в 2017 г. хотелось бы отметить следующие:
- Рекордно низкий объем ввода новых площадей во всех сегментах коммерческой недвижимости – офисной, торговой и складской.
- Переориентация ведущих девелоперов на жилые проекты.
- Активный редевелопмент промышленных зон (ЗИЛ).
- Развитие инфраструктуры МЦК и строительство ТПУ.
- Смещение фокуса торговой недвижимости на «районный» формат.
- Старт московской программы масштабной реновации жилья.
2017 год стал во многом напряженным и для отрасли Facility Management. Какие-то из перечисленных факторов заставили нас отреагировать немедленно, остальные будут активно влиять в последующие 2-3 года.
Так, сдавливающая конкуренция выжимает уже не только компании-новичков, которые совсем недавно попытались зайти на FM-рынок из смежных бизнесов или из In-house подразделений девелоперских структур. Если в начале года они могли составить конкуренцию в рамках тендеров, демпинговали и перебивали контракты, то уже к четвертому кварталу стало очевидным: большинство таких конкурсов возобновляется в кратчайшее время, договоры расторгаются, и заказчики повторно возвращаются к вопросу выбора обслуживающей организации. Удерживать «золотую середину» между ценой контракта и уровнем качества услуг на сегодня удается только профессиональным рыночным FM-операторам. Однако и в их среде разгорается своя борьба. Российские УК все чаще лоб в лоб сталкиваются с зарубежными представительствами и франшизами международных FM-корпораций. Причем соревнование идет абсолютно на равных, т.к. временная фора выхода на рынок для «иностранцев» уже исчерпана, а «родные» дешевле, давно обладают всеми необходимыми компетенциями и гораздо гибче в работе с заказчиками.
В такой ситуации каждый новый тендер становится буквально на вес золота. Вот и приходится всем без исключения крупным FM-операторам сильно жертвовать прибылью или соглашаться на самый минимум в надежде на дальнейшее развитие контрактов. Кроме того, такая ситуация вынуждает УК активно искать новые ниши и технологии. Не стала исключением и наша компания.
Курс на жилье
Низкий объем ввода площадей во всех сегментах коммерческой недвижимости еще в конце 2016 г. заставил Zeppelin выбрать для себя новое направление развития: управление жилой недвижимостью премиального сегмента. Хотя в портфолио компании и ранее имелись комплексы апартаментов, однако для работы с помещениями, признанными жилыми, по российскому законодательству требовалось получение соответствующей лицензии на управление МКД. Всего же в 2017 г. Zeppelin принял в эксплуатацию: жилой сегмент Многофункционального комплекса «Савеловский Сити» (28 173 кв. м), ЖК «Двинцев» (5 564 кв. м), ряд элитных апартаментов в центре столицы (1 500 кв. м), ЖК «Арбат, 39» (10 518 кв. м), ЖК «Басманный, 5» (27 393 кв. м), ЖК «Измайлово Lane» (14 340 кв. м). Суммарно же опыт работы Zeppelin с апартаментами и жильем составляет на сегодня уже более 350 000 кв. м и с каждым днем продолжает расти.
Это не означает, что компания снизила темпы по обслуживанию коммерческой недвижимости. Мы гордимся пролонгацией договоров с нашими давними клиентами (Siemens, ИФД «КапиталЪ», MercedesBenzRus, TetraPak, Prime Property Management, «Газпром-медиа Холдинг», СИБУР, НТВ, Russia Today, Технопарк Сколково и многие другие), а также рады приходу новых, таких, как IEK (27 735 кв. м), логистический комплекс SyncreonRUS (16 000 кв. м), административно-производственный комплекс WIKA (12 609 кв. м), ТРЦ «Гагаринский» (200 000 кв. м), ТЦ «Белка» (6 000 кв. м) и другие. А всего по итогам года совокупный прирост этого направления составил почти 1 млн кв. м.
Осваиваем регионы
Помимо выхода в новую нишу, Zeppelin активизировал присутствие в регионах. Сегодня мы обслуживаем такие знаковые проекты, как МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» (259 000 кв. м, Екатеринбург), ТРЦ «Аура» (150 000 кв. м, Новосибирск). Любопытным опытом стала работа с казанской UD Group, которая обратились с запросом помочь сформировать собственного FM-оператора при ведущем татарстанском девелопере.
Мобильные сервисы
Тренд на оптимизацию эксплуатационных расходов продолжает заставлять владельцев объектов недвижимости изыскивать гибкие подходы к их обслуживанию. Zeppelin обладает собственной центральной диспетчерской, мощной сервисной службой, укомплектованной высокопрофессиональными специалистами, собственным автотранспортом и всевозможным инженерно-техническим оборудованием. Это позволяет нам эффективно осуществлять выездное обслуживание любых систем и круглосуточное аварийное реагирование на нештатные ситуации. Особенно востребованной данная услуга оказалась в так называемом «сетевом» сегменте. В 2017 г. в числе клиентов сервисной службы Zeppelin появилась сеть семейных кафе и кондитерских «АндерСон» (24 заведения, 9 500 кв. м), а количество бутиков бренда UNIQLO увеличилось до 11 (свыше 10 000 кв. м).
Набираем обороты
Рост оборотов привел к очередному увеличению штата Zeppelin, который на конец 2017 г. превысил 1 тыс. человек. Это обусловлено еще и тем, что компания использует собственные строительный и клининговый департаменты для обеспечения услуг, ориентируясь на минимизацию субподрядов. Регулярно обновляемые лицензии позволяют выполнять своими силами большинство работ и запросов клиентов. Конечно, сервис по принципу «одного окна» предполагает, что при необходимости мы найдем абсолютно любого специалиста для выполнения необходимых работ. И все же в нашем приоритете – оказывать услуги самостоятельно. Соответственно продолжилось наращивание ресурсной и материально-технической базы – новые автомобили, тракторы, погрузчики, снегометы, складские и ремонтные площади, собственная электролаборатория, тепловизоры, сварочные аппараты и т.д., и т. п., при этом оборот компании увеличился почти на 30%.
Расширяя границы возможностей
В 2017 г., вдохновившись работой с крупными государственными заказчиками, расположенными в исторических особняках, а также работой с одним из известнейших в России и мире православных монастырских комплексов, Zeppelin получил лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Документ дает право на проведение реставрационных и восстановительных работ, обслуживание объектов, признанных памятниками истории и архитектуры, национальным достоянием. Ранее комплекс работ, которые мы могли предложить таким заказчикам, был существенно ограничен.
Также в 2017 г. нашим дополнительным конкурентным преимуществом в работе стало партнерство с рабочей группой GREENZOOM – инициатором и разработчиком первого завершенного свода норм и стандартов для вновь построенных объектов недвижимости в России. Если ранее все, что было доступно собственникам, - это попытки подтвердить соответствие объектов западным системам LEED и BREAM, не адаптированным под российские условия, то теперь есть стандарт, вобравший в себя не только лучший опыт Запада, но и все нормы и правила российского законодательства в области экологичного строительства.
Кроме того, новинкой 2017 г. стало внедрение мобильного приложения Zeppelin. Примененные в нем технологии позволяют упростить для заказчика и исполнителя процесс работы по заявкам, сократить временные затраты на прием и распределение задачи до нескольких секунд, а главное – автоматизировать FM-процессы и контроль за ними со стороны клиента.