Рынок Facility management трансформируется и обтачивается

Андрей Кротков, Генеральный директор и партнер Zeppelin, рассказал об итогах компании за 2017 год.

8388

В качестве глобальных трендов рынка недвижимости в 2017 г. хотелось бы отметить следующие:

- Рекордно низкий объем ввода новых площадей во всех сегментах коммерческой недвижимости – офисной, торговой и складской.

- Переориентация ведущих девелоперов на жилые проекты.

- Активный редевелопмент промышленных зон (ЗИЛ).

- Развитие инфраструктуры МЦК и строительство ТПУ.

- Смещение фокуса торговой недвижимости на «районный» формат.

- Старт московской программы масштабной реновации жилья.

2017 год стал во многом напряженным и для отрасли Facility Management. Какие-то из перечисленных факторов заставили нас отреагировать немедленно, остальные будут активно влиять в последующие 2-3 года.

Так, сдавливающая конкуренция выжимает уже не только компании-новичков, которые совсем недавно попытались зайти на FM-рынок из смежных бизнесов или из In-house подразделений девелоперских структур. Если в начале года они могли составить конкуренцию в рамках тендеров, демпинговали и перебивали контракты, то уже к четвертому кварталу стало очевидным: большинство таких конкурсов возобновляется в кратчайшее время, договоры расторгаются, и заказчики повторно возвращаются к вопросу выбора обслуживающей организации. Удерживать «золотую середину» между ценой контракта и уровнем качества услуг на сегодня удается только профессиональным рыночным FM-операторам. Однако и в их среде разгорается своя борьба. Российские УК все чаще лоб в лоб сталкиваются с зарубежными представительствами и франшизами международных FM-корпораций. Причем соревнование идет абсолютно на равных, т.к. временная фора выхода на рынок для «иностранцев» уже исчерпана, а «родные» дешевле, давно обладают всеми необходимыми компетенциями и гораздо гибче в работе с заказчиками.

В такой ситуации каждый новый тендер становится буквально на вес золота. Вот и приходится всем без исключения крупным FM-операторам сильно жертвовать прибылью или соглашаться на самый минимум в надежде на дальнейшее развитие контрактов. Кроме того, такая ситуация вынуждает УК активно искать новые ниши и технологии. Не стала исключением и наша компания.

Курс на жилье

Низкий объем ввода площадей во всех сегментах коммерческой недвижимости еще в конце 2016 г. заставил Zeppelin выбрать для себя новое направление развития: управление жилой недвижимостью премиального сегмента. Хотя в портфолио компании и ранее имелись комплексы апартаментов, однако для работы с помещениями, признанными жилыми, по российскому законодательству требовалось получение соответствующей лицензии на управление МКД. Всего же в 2017 г. Zeppelin принял в эксплуатацию: жилой сегмент Многофункционального комплекса «Савеловский Сити» (28 173 кв. м), ЖК «Двинцев» (5 564 кв. м), ряд элитных апартаментов в центре столицы (1 500 кв. м), ЖК «Арбат, 39» (10 518 кв. м), ЖК «Басманный, 5» (27 393 кв. м), ЖК «Измайлово Lane» (14 340 кв. м). Суммарно же опыт работы Zeppelin с апартаментами и жильем составляет на сегодня уже более 350 000 кв. м и с каждым днем продолжает расти.

Это не означает, что компания снизила темпы по обслуживанию коммерческой недвижимости. Мы гордимся пролонгацией договоров с нашими давними клиентами (Siemens, ИФД «КапиталЪ», MercedesBenzRus, TetraPak, Prime Property Management, «Газпром-медиа Холдинг», СИБУР, НТВ, Russia Today, Технопарк Сколково и многие другие), а также рады приходу новых, таких, как IEK (27 735 кв. м), логистический комплекс SyncreonRUS (16 000 кв. м), административно-производственный комплекс WIKA (12 609 кв. м), ТРЦ «Гагаринский» (200 000 кв. м), ТЦ «Белка» (6 000 кв. м) и другие. А всего по итогам года совокупный прирост этого направления составил почти 1 млн кв. м.

Осваиваем регионы

Помимо выхода в новую нишу, Zeppelin активизировал присутствие в регионах. Сегодня мы обслуживаем такие знаковые проекты, как МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» (259 000 кв. м, Екатеринбург), ТРЦ «Аура» (150 000 кв. м, Новосибирск). Любопытным опытом стала работа с казанской UD Group, которая обратились с запросом помочь сформировать собственного FM-оператора при ведущем татарстанском девелопере.

Мобильные сервисы

Тренд на оптимизацию эксплуатационных расходов продолжает заставлять владельцев объектов недвижимости изыскивать гибкие подходы к их обслуживанию. Zeppelin обладает собственной центральной диспетчерской, мощной сервисной службой, укомплектованной высокопрофессиональными специалистами, собственным автотранспортом и всевозможным инженерно-техническим оборудованием. Это позволяет нам эффективно осуществлять выездное обслуживание любых систем и круглосуточное аварийное реагирование на нештатные ситуации. Особенно востребованной данная услуга оказалась в так называемом «сетевом» сегменте. В 2017 г. в числе клиентов сервисной службы Zeppelin появилась сеть семейных кафе и кондитерских «АндерСон» (24 заведения, 9 500 кв. м), а количество бутиков бренда UNIQLO увеличилось до 11 (свыше 10 000 кв. м).

Набираем обороты

Рост оборотов привел к очередному увеличению штата Zeppelin, который на конец 2017 г. превысил 1 тыс. человек. Это обусловлено еще и тем, что компания использует собственные строительный и клининговый департаменты для обеспечения услуг, ориентируясь на минимизацию субподрядов. Регулярно обновляемые лицензии позволяют выполнять своими силами большинство работ и запросов клиентов. Конечно, сервис по принципу «одного окна» предполагает, что при необходимости мы найдем абсолютно любого специалиста для выполнения необходимых работ. И все же в нашем приоритете – оказывать услуги самостоятельно. Соответственно продолжилось наращивание ресурсной и материально-технической базы – новые автомобили, тракторы, погрузчики, снегометы, складские и ремонтные площади, собственная электролаборатория, тепловизоры, сварочные аппараты и т.д., и т. п., при этом оборот компании увеличился почти на 30%.

Расширяя границы возможностей

В 2017 г., вдохновившись работой с крупными государственными заказчиками, расположенными в исторических особняках, а также работой с одним из известнейших в России и мире православных монастырских комплексов, Zeppelin получил лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Документ дает право на проведение реставрационных и восстановительных работ, обслуживание объектов, признанных памятниками истории и архитектуры, национальным достоянием. Ранее комплекс работ, которые мы могли предложить таким заказчикам, был существенно ограничен.

Также в 2017 г. нашим дополнительным конкурентным преимуществом в работе стало партнерство с рабочей группой GREENZOOM – инициатором и разработчиком первого завершенного свода норм и стандартов для вновь построенных объектов недвижимости в России. Если ранее все, что было доступно собственникам, - это попытки подтвердить соответствие объектов западным системам LEED и BREAM, не адаптированным под российские условия, то теперь есть стандарт, вобравший в себя не только лучший опыт Запада, но и все нормы и правила российского законодательства в области экологичного строительства.

Кроме того, новинкой 2017 г. стало внедрение мобильного приложения Zeppelin. Примененные в нем технологии позволяют упростить для заказчика  и исполнителя процесс работы по заявкам, сократить временные затраты на прием и распределение задачи до нескольких секунд, а главное – автоматизировать FM-процессы и контроль за ними со стороны клиента. 



иГРОКИ РЫНКА

Zeppelin

Кротков Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

Zeppelin

Материалы по теме

Исследования рынка

Итоги года и прогнозы от NAI Becar

По итогам 2017 г. положительную динамику продемонстрировали многие сегменты.
12.01
Исследования рынка

Офисный рынок Москвы: итоги и прогнозы от ILM

Рынок еще испытывает на себе последствия кризисных явлений, и темпы ввода в эксплуатацию новых объектов по-прежнему остаются низкими. По итогам 2017 г. в эксплуатацию введены 284 тыс. кв. м офисных площадей, что на 20% меньше объемов нового строительства прошлого года.

10.01
Исследования рынка

Год антирекордов: итоги от Knight Frank

По предварительным итогам 2017 г., на складском и офисном рынках был достигнут баланс спроса и предложения, который в 2018 г. приведет к увеличению объема нового строительства в складском сегменте и к небольшому росту арендных ставок в офисном. 
22.12

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre