Компания JLL проанализировала рынок качественных торговых центров столицы Украины, оценив насыщенность города площадями, объем введенных и строящихся объектов, долю свободных площадей, уровень арендных ставок и активность ретейлеров.
По данным консалтинговой компании JLL, за 2-й квартал 2018 года максимальные арендные ставки в качественных торговых центрах Киева увеличились на 12% и превысили 1 140 долл. за кв. м в год (95 долл. за кв. м в мес.). Рост ставок продолжается на протяжении двух лет после того, как в 2015 году они упали до минимального значения.
«Максимальные арендные ставки почти достигли докризисного уровня 2010-2013 годов, когда они составляли 1 150-1 200 долл. за кв. м в год. Значительный рост связан с ограниченным предложением, с которым сталкиваются как существующие и активно развивающиеся на рынке ритейлеры, так и новые, выходящие на рынок компании. Новые бренды стремятся открывать свои магазины в наиболее успешных объектах, однако найти необходимую площадь в таких торговых центрах непросто», – отмечает Екатерина Весна, руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина).
Возможности для развития ограничены невысоким вводом. За 2-й квартал общий объем торговых площадей в Киеве вырос лишь на 15 тыс. кв. м1: рынок пополнился торговым центром «Смарт Плаза Политех».
«Мы не ожидаем увеличения предложения во 2-м полугодии 2018 года, поскольку с высокой вероятностью сроки реализации анонсированных ранее проектов будут перенесены на более поздний период – на 2019-2020 годы. В результате совокупный объем ввода ТЦ в 2018 году будет равен результату 1-й половины года – 49 тыс. кв. м. При этом прогнозируемый на 2019 год ввод сегодня превышает 250 тыс. кв. м, что при завершении всех анонсированных проектов станет рекордом для рынка торговых центров Киева», – комментирует Дарина Кулага, аналитик компании JLL (Украина).
Несмотря на появление нового объекта на рынке, доля свободных площадей во 2-м квартале продолжила уменьшаться, снизившись на 0,3 п.п., до 4,2%. Введенный в начале апреля ТЦ «Смарт Плаза Политех» уже к концу квартала заполнился на 95%, поэтому его влияние на средний уровень вакантности несущественно. По прогнозу аналитиков компании JLL, во 2-м полугодии вакантность будет снижаться дальше и достигнет 3,5% к концу 2018 года.
Снижение вакантности поддерживается высокой активностью ритейлеров. Так, во 2-м квартале на киевском рынке появилось четыре новых международных бренда: турецкий бренд одежды Koton открыл первые магазины в ТРЦ Lavina Mall и ТРЦ Sky Mall, товары для дома испанской Zara Home и бутик шведской марки детской одежды Livly – в ТРЦ «Гулливер», турецкий бренд одежды DeFacto – в ТЦ «Globus 1». Помимо этого, ряд операторов, присутствующих на рынке, расширяли свою сеть; среди них Under Armour, Lush, L’Occitane, а Reserved открыл флагманский магазин в ТЦ «Globus 2».
1. Здесь и далее площади приведены из расчета GLA.