Глобально рынок недвижимости по всей России, как, впрочем, и во всём мире, живёт по схожим правилам. При этом главное отличие заключается в подходе самих руководителей и том, готовы ли они к прогрессивному развитию компании или нет. В частности, нам как игрокам из Сибири, тоже есть, чем гордиться, в чем-то задавать новый тренд и быть «впереди планеты всей» в определенных вопросах - в том числе, и с точки зрения цифровизации отрасли недвижимости.
Как ни парадоксально, современные подходы к автоматизации процессов не так глубоко проникли в отрасль по всей стране – именно по причине закостенелости некоторых руководителей. Когда мы начинали заниматься этим вопросом в 2004 году, мне казалось, что мы катастрофически отстали от рынка. Но общаясь больше и больше с коллегами, стало ясно, что в некоторых вещах мы даже стали лидерами. И те вещи с точки зрения автоматизации, которые мы у себя внедряли и внедряем, на рынке никто еще не делал. Более того, до сих пор запросто можно встретить вполне себе крупные объекты, которые управляются через таблички Excel, записные книжки и так далее.
При этом автоматизации поддается широкий круг вопросов: от брокериджа до проперти-менеджмента в части работы с 1С, финансами и управленческими решениями, CRM и ERP-системами, а также область facility-менеджмента. Во всех этих блоках есть уже хорошие наработки, но они очень часто разрознены, что приводит к тому, что иногда приходится работать в нескольких продуктах одновременно.
И здесь зиждется серьезная проблема. Несмотря на то, что цифровизации стало кратно больше, появляется множество продуктов, но по факту они слабо интегрированы. Например, есть люди, которые занимаются недвижимостью, они специалисты в этой сфере, а есть те, которые занимаются автоматизацией. Но вот каких-то таких компаний, которые пропагандировали тотальный цифровой подход в своей деятельности, как это делает, например, Becar, в плане использования той же платформы Kaizen, очень мало. Мало компаний, которые понимают, как масштабировать цифровой продукт на весь рынок.
Таким образом, стоит признать, что для развития цифровизации на рынке недвижимости не хватает универсальности. Просто нет компаний, которые бы профессионально занимались недвижимостью и при этом сами создавали цифровые решения, адаптированные к рынку. Более того, сам по себе рынок для такой цифровизации очень мал. Например, 1С – это продукт для всех бухгалтеров и всех компаний, он довольно понятен. Единый цифровой продукт, как мне кажется, скорее возможен для рынка жилой недвижимости, которой неизмеримо больше, чем коммерческой. А значит, что и сам по себе рынок коммерческой недвижимости менее привлекателен для тех игроков, которые занимаются автоматизацией.
Как ни парадоксально, современные подходы к автоматизации процессов не так глубоко проникли в отрасль по всей стране – именно по причине закостенелости некоторых руководителей. Когда мы начинали заниматься этим вопросом в 2004 году, мне казалось, что мы катастрофически отстали от рынка. Но общаясь больше и больше с коллегами, стало ясно, что в некоторых вещах мы даже стали лидерами. И те вещи с точки зрения автоматизации, которые мы у себя внедряли и внедряем, на рынке никто еще не делал. Более того, до сих пор запросто можно встретить вполне себе крупные объекты, которые управляются через таблички Excel, записные книжки и так далее.
При этом автоматизации поддается широкий круг вопросов: от брокериджа до проперти-менеджмента в части работы с 1С, финансами и управленческими решениями, CRM и ERP-системами, а также область facility-менеджмента. Во всех этих блоках есть уже хорошие наработки, но они очень часто разрознены, что приводит к тому, что иногда приходится работать в нескольких продуктах одновременно.
И здесь зиждется серьезная проблема. Несмотря на то, что цифровизации стало кратно больше, появляется множество продуктов, но по факту они слабо интегрированы. Например, есть люди, которые занимаются недвижимостью, они специалисты в этой сфере, а есть те, которые занимаются автоматизацией. Но вот каких-то таких компаний, которые пропагандировали тотальный цифровой подход в своей деятельности, как это делает, например, Becar, в плане использования той же платформы Kaizen, очень мало. Мало компаний, которые понимают, как масштабировать цифровой продукт на весь рынок.
Таким образом, стоит признать, что для развития цифровизации на рынке недвижимости не хватает универсальности. Просто нет компаний, которые бы профессионально занимались недвижимостью и при этом сами создавали цифровые решения, адаптированные к рынку. Более того, сам по себе рынок для такой цифровизации очень мал. Например, 1С – это продукт для всех бухгалтеров и всех компаний, он довольно понятен. Единый цифровой продукт, как мне кажется, скорее возможен для рынка жилой недвижимости, которой неизмеримо больше, чем коммерческой. А значит, что и сам по себе рынок коммерческой недвижимости менее привлекателен для тех игроков, которые занимаются автоматизацией.