Тренды в торговой недвижимости осень-зима 2023-24 года

О трендах в основных показателях индустрии торговой недвижимости и прогнозах развития до конца календарного года рассуждает Игорь Кудинов, руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграций Okdesk.
1997
Изображение взято из источника: CRE
Состояние рынка торговой недвижимости последние несколько лет сложно назвать устойчивым. Эпидемиологические ограничения сменились геополитическими, которые вот уже четыре года не дают отрасли спокойно функционировать. Несмотря на отсутствие сильных социальных потрясений в 2023 году и постепенное замещение вакантных площадей ушедших арендаторов посещаемость торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге увеличивается медленно. А из-за относительно скромных оборотов российских ритейлеров очевидного роста арендных ставок пока не предвидится. Можно констатировать, что из всех видов коммерческой недвижимости именно торговая является наиболее пострадавшей в период турбулентности 20-ых годов XXI века.
 
Вакантность 
 
В новостях время от времени встречаются публикации об открытии новых магазинов взамен ушедших. Так, например, 1 августа в ТРЦ “Континент” в Новосибирске состоялось открытие первого в России магазина турецкого бренда обуви GREYDER, функционирующего с 1956 года. А в Красноярске мультибрендовый универмаг СТОКМАНН открылся 3 августа в ТРЦ “Планета” на месте, которое ранее занимал магазин H&M. Стоит отметить появления новых монобрендовых бутиков, а также коллаборации отечественных дизайнеров, турецких и белорусских мебельных магазинов. Это говорит о том, что в среднесрочной перспективе есть шансы возвращения к докризисному уровню вакантности. С этой точкой зрения согласен директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева считающая, что вакантность демонстрирует тенденцию к снижению за счёт активного развития российских ритейлеров.

Вероятно, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего сокращения вакантности в том числе и потому, что завершаются судебные тяжбы в отношении ушедших арендаторов. Так, например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение по иску ООО “Стокманн СПб центр” к “дочке” шведской компании H&M ООО “Эйч Энд Эм Хеннес энд Муриц”, где ответчик должен выплатить истцу 23,6 млн руб.
 
Посещаемость
 
Результаты опроса, опубликованного ВЦИОМ в июле 2023 года показали, что охват аудитории торговых центров вернулся к доковидным временам. Так, более половины россиян (53%) посещают ТЦ хотя бы один раз в месяц (аналогичный показатель был зафиксирован в 2018 году). Стоит отметить, что каждый второй респондент заявил, что в торговом центре можно найти большинство необходимых ему товаров.

Фактор сезонности (лето – период отпусков) несомненно влияет на посещаемость торговых центров. С наступлением осени посещаемость традиционно начнёт расти. 
 
Арендные ставки и арендаторы
 
Есть несколько противоположных факторов влияющих на ставки для арендаторов. С одной стороны мы имеем достаточно медленное восстановление вакантности, низкий уровень товарооборота и ввод в эксплуатацию новых торговых центров, а с другой рост земельного налога и налога на имущество. 

Внутри торгового центра максимальные базовые ставки приходятся на помещения в зоне фуд-корта и “островной” торговли, которые в действующих крупных объектах с высоким трафиком достигают 180 тыс руб. / кв. м в год, а минимальные устанавливались на помещения более 2 000 кв. м до 12 тыс. руб / кв. м в год. До конца календарного года рост ставок, вероятно, продолжится, при этом темп повышения будет не высокий.

Не у всех новых арендаторов достаточно опыта работы на отечественном рынке. В частности это проявляется в том, что торговля у новых операторов, за некоторым исключением, идёт хуже, чем у тех, кого они заменили. И это во многом является системным результатом их недоработок. Например, сегодня, как всегда бывает в неоднозначный период, в экономном сегменте наблюдается наибольший спрос на товары сегмента эконом. При этом большинство сетей упускают возможность заработать с объёмов продаж и не стимулируют покупателей (ценами и ассортиментом) посещать свои магазины с определённой периодичностью. Смена непродовольственного ассортимента товаров массового спроса могла бы проходить чаще – для начала 1 раз в 10 дней.

Стоит отметить, что по большей части слабые компании запуска новых брендов, в результате чего они проигрывают крупным сетевым игрокам, ведущим агрессивную маркетинговую политику. В результате возникает риск попасть под будущую ротацию арендаторов со стороны торгового центра. “Новички”, предлагающие интересный ассортимент как правило проигрывают тем, кто ушёл в мерчендайзинге, сервисе, рекламных компаниях, поддержки покупателей. Некоторые практикуют продажу товаров из сегмента эконом по ценам среднего сегмента. Однако локальный финансовый успех может обернуться долгосрочными невосполнимыми репутационными потерями. Полагаю, что в кратко- и среднесрочной перспективе будут появляться новые лидеры в разных сегментах, которые быстрее других будут проводить работу над ошибками и перенимать опыт.
 
Эксплуатация
 
Меняется потребитель, меняются арендаторы, а за ними меняются объекты. Уход ряда крупных арендаторов усилили волну реконцепции устаревших ТРЦ, а также реализацию нововведения, связанные с приходом новых операторов. А это серьёзный вызов службе эксплуатации – ведь работы необходимо проводить не останавливая работу объекта.

В такой ситуации в выигрыше остались те, кто заранее озаботился вопросами оцифровки деятельности службы эксплуатации посредством внедрения систем класса help desk. Это позволило сократить затраты: оптимизировать ФОТ, автоматизировать типовые и рутинные операции, контролировать работу сотрудников службы и подрядчиков на площадке и вести графики планово-профилактических работ в соответствии с технологическими картами. Кроме этого, оцифровка инфраструктуры и оборудования позволяет существенно быстрее и с меньшими затратами воплощать в жизнь нововведения во благо коммерческому успеху объекта. 

Такой подход с течением времени всё больше будет являться конкурентным преимуществом, т.к. он не только позволяет сокращать издержки без ущерба для качества, но и даёт возможность принимать управленческие решения с опорой на большие данные.
 
E-commerce
 
Крестовый поход на классические торговые объекты продолжает e-commerce. По сравнению с прошлым годом оборот электронной торговли вырос на 38% и по прежнему оказывает давление на весь оффлайн сегмент. 

Проблем добавляет привычка некоторых операторов использовать точку продаж в торговом центре, как пункт выдачи своих товаров, естественно не учитывая такие продажи в отчётах по обороту для арендодателя. Они же часто практикую каннибалистические практики, предлагая покупателю вместе поискать интересующий товар в интернет-магазине сети.

Экспансия e-commerce очевидно ещё не закончена, однако, она совершенно точно не завершится тотальным поражением оффлайн торговли, в результате которой она исчезнет как феномен. Вероятнее всего будет сформировано некое равновесие, учитывающее преимущества обоих форматов для потребителя.


Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Торговые центры сыграли на повышение

Объем инвестиций в торговую недвижимость за неполный 2023 год более, чем на 20%, превысил суммарное значение за последние 5 лет и стал беспрецедентным за всю историю рынка.
09.10
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: На Невском проспекте рекордно низкая вакантность в стрит-ретейле

Аналитики NF Group в Санкт-Петербурге подвели предварительные итоги девяти месяцев 2023 года на рынке стрит-ретейла на Невском проспекте. Согласно исследованию, к концу сентября 2023 года на центральной торговой улице города доля свободного предложения встроенных коммерческих помещений сократилась до 6,2%. Это сопоставимо с допандемийными значениями 2019 года, и является минимальным показателем за последние семь лет наблюдений. Невский проспект сохраняет свою привлекательность для арендаторов, а наибольший интерес к помещениям на центральной улице проявляют рестораторы и владельцы кафе: с января здесь открылось 20 новых кафе и ресторанов.
09.10
Источник: CRE
KnowHow

Как решить проблему повышения квалификации сотрудников

О кадровых проблемах рынка торговой недвижимости и путях их решений рассуждает Алексей Черкашин, автор курса «Брокеридж и арендные отношения в торговой недвижимости».
06.10

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: CRE
Переговоры

«Сберлогистика» может отказаться от части складов

На рынок может выйти более 1,5 млн кв. м площадей в складских комплексах, построенных и строящихся для компании.
23.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12
Источник: NF Group
Игроки рынка

В ТЦ «Мой Молл» новые арендаторы заняли более 2 500 кв. м

С июля 2024 года здесь открылись Kuchenland, Familia, Kari и детский развлекательный центр «Мир детства». Ожидается открытие клуба виртуальной реальности VR Illusion и зоомагазина «Зоозавр». Коммерческим управлением объекта занимается компания NF Property Management (входит в состав NF Group).
23.12
Источник: IBC Real Estate
Назначения

IBC Real Estate усиливает направление торговли

Руководителем направления торговой недвижимости назначен Владимир Чернусь.
24.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre