Техническая эксплуатация ТРЦ Москвы подорожала на 16% за два года

Специалисты компании MD Facility Management отмечают, что только высокая вакантность сдерживала рост цен на техническое обслуживание. Соответственно, снижения цен ожидать не стоит.
862
Изображение взято из источника: CRE
К началу 2024 года стоимость технической эксплуатации 1 кв. м в московских ТРЦ площадью 100 000 кв. м составила 48,5 рублей с НДС. Это на 16% больше, чем было по итогам 2022 года.

К такому выводу пришли специалисты компании MD Facility Management, проанализировав динамику стоимости FM-услуг для торгово-развлекательных центров в городах России.

Экономических предпосылок к удешевлению услуги в эти два года не было: сыграли роль дефицит «синих воротничков», инфляция, повышение ключевой ставки, колебания курсов валют, перестройка логистики в ходе поставок оборудования и запчастей.

Рост затрат и, соответственно, удорожание эксплуатации могли быть больше, чем 16%. Но их сдерживал высокий уровень вакантных площадей на объектах, который привел к корректировке подходов к эксплуатации. В 2022 году ушло большое количество арендаторов. Заменить западные бренды российскими удалось много месяцев спустя, но и то — частично. Доля свободных площадей в ТРЦ стала активно снижаться лишь во второй половине 2023 года — на фоне выхода на рынок большого количества российских брендов и низкого ввода новых объектов.

 
«Тем не менее, и в 2022-м, и в 2023 году пустующие помещения нужно было обслуживать в гораздо меньшем объеме, чем при полной заполняемости», — отметил Борис Мезенцев, операционный директор MD Facility Management.

В 2024 году, согласно прогнозам, вакантность в ТРЦ продолжит снижаться, и обслуживание объектов вернется к привычным стандартам. В связи с этим, а также под влиянием остальных факторов, средняя стоимость технической эксплуатации будет расти и дальше.


иГРОКИ РЫНКА

MD Facility Management

Мезенцев Борис

Управление и эксплуатация недвижимости

MD Facility Management

Материалы по теме

Источник: Группа Родина
Точка зрения

Россиянам не хватает инфраструктуры для пикников и шашлыков

После майских праздников аналитики спортивно-оздоровительного кластера юности и здоровья СОЮЗ (Группа Родина) провели опрос и сформировали ТОП инфраструктуры, которой более всего не хватает россиянам на пикнике или шашлыках. Число респондентов составило 4 625 человек от 18 лет по всей России.
14.05
Источник: West Wind Group
Точка зрения

Новая жизнь старинных зданий: почему в Москве сложно выбрать объекты под редевелопмент

В 2022-2023 годах стал популярен точечный редевелопмент зданий в центре Москвы. На первый взгляд, он кажется самым подходящим инструментом для решения большого количества проблем на рынке недвижимости. Однако есть нюансы, которые пока не позволяют сделать редевелопмент массовым. О них рассказала Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.
08.05
Источник: Ясная Поляна
Точка зрения

От Москвы до Петербурга: сравниваем рынки гибких офисов двух столиц

За последние 10 лет многие московские компании выходили на рынок Северной столицы, арендуя рабочие места в коворкингах. В свою очередь, организации из Петербурга открывали филиалы в Москве. Подобная миграция приводила к тому, что бизнес столкнулся с отличительными особенностями двух офисных рынков – Петербурга и Москвы. Об особенностях рынка гибких офисных пространств (коворкингов) в Санкт-Петербурге и разнице условий на двух ключевых рынках офисной недвижимости России рассказывает Регина Волошенко, директор департамента офисной недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге.
07.05

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre