Технологичные тренды в ритейле на 2025 год

В настоящее время российский рынок ритейла переживает переход к более высокотехнологичным, эффективным и клиентоориентированным бизнес-моделям. По прогнозам Рексофт, в 2025 году средний темп цифровизации отрасли достигнет 22% по сравнению с 2024 годом, а объем рынка онлайн-продаж превысит отметку в 8,5 трлн рублей. Директор департамента «Оптовая и розничная торговля» Рексофт Роман Соколов связывает это с тем, что ритейлеры вынуждены искать новые пути модернизации рабочих процессов для удовлетворения потребностей клиентов. 
1863
Изображение взято из источника: CRE
Покупки переместились в смартфоны

Современные потребители все чаще отдают предпочтение онлайн-шопингу, отказываясь от посещения офлайн-магазинов. По данным за период с января по октябрь 2024 года, объем рынка онлайн-продаж увеличился на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. При этом число покупок, совершенных с использованием компьютеров, снижается, тогда как покупки через мобильные устройства продолжают расти. Согласно данным аналитической компании НАФИ, 78% россиян для онлайн-шопинга предпочитают использовать смартфоны, 7% — стационарные компьютеры, 6% — ноутбуки и лишь 3% — планшеты.

«В ближайшие годы основную покупательскую силу будут представлять поколения Z (родившиеся в 2000–2011 годах) и А (рожденные с 2011 года). Эти группы известны тем, что буквально появились на свет “со смартфоном в руках”. Паттерны поведения современных и подрастающих покупателей значительно изменились: усилилось значение онлайн-каналов при совершении покупок, акцент сместился на омниканальность в сторону Social e-commerce», — подчеркивает Роман Соколов, директор департамента «Оптовая и розничная торговля» Рексофт.

Ритейлеры уходят с маркетплейсов

Крупные продуктовые сети, такие как «Магнит» и «Пятерочка», делают акцент на развитии собственных онлайн-сервисов, отказываясь от доставки через посредников. Это позволяет им сохранить контроль над клиентским опытом и значительно снизить расходы на комиссию. В сегменте электроники такие компании, как «М.Видео» и DNS, также сосредотачиваются на развитии собственных цифровых каналов, постоянно улучшая удобство покупок и качество обслуживания.

«Хотя многие ритейлеры продолжают сотрудничать с маркетплейсами для охвата более широкой аудитории, тренд на отказ от подобных партнерств демонстрирует стремление к большей независимости и контролю над бизнес-процессами», — поясняет Роман Соколов.

Большие данные и ИИ взяли персонализацию под контроль

Более 40% ритейлеров активно применяют искусственный интеллект и нейросети для решения текущих бизнес-задач. Современные технологии внедряются на различных этапах, начиная от административных процессов в бэк-офисе и заканчивая созданием персонализированных предложений и маркетинговых стратегий. В настоящее время, при анализе данных о клиентах, ИИ и технологии машинного обучения играют ключевую роль, поддерживая тренд на гиперперсонализацию. 

«Создание рекламных кампаний на основе анализа данных крупнейших ритейлеров — одно из перспективных направлений развития отрасли. Платформы, такие как МТС Ads и МТС Omni Retail Product, предоставляют доступ к обезличенной и агрегированной информации из программ лояльности известных торговых сетей. Это позволяет точнее выделять сегменты целевой аудитории и показывать каждому пользователю рекламу, наиболее соответствующую его интересам», — добавляет Роман Соколов. 

IoT-технологии оптимизируют процессы

Внедрение IoT-технологий способствует созданию более «умных» магазинов, где многие процессы становятся автоматизированными. Одними из перспективных возможностей IoT являются электронные ценники и умные полки. Электронные ценники позволяют мгновенно изменять стоимость конкретного товара на всех полках и во всех магазинах сети, что значительно экономит время, особенно в период проведения акций. В данный момент эту функцию тестируют крупнейшие российские ритейлеры. Умные полки, в свою очередь, оснащены датчиками веса и встроенными камерами, которые позволяют быстро определять количество оставшегося товара, оптимизируя процесс управления запасами.

«В этой области существуют и другие разработки. Возьмем, к примеру, умные весы с технологией распознавания продуктов по внешнему виду, тестируемые в гипермаркетах «Лента». Покупателю не приходится искать и запоминать номера взвешиваемых овощей и фруктов — достаточно положить товар на весы и выбрать один из предложенных вариантов, появившихся на экране. Например, при взвешивании винограда весы определят его самостоятельно и предложат выбрать нужный сорт. Умные весы распознают товар с точностью до 98%, что позволяет повысить как качество, так и скорость обслуживания, а также сократить время сборки заказов в магазине», — добавляет Роман Соколов.

Ритейл следует за покупателем 

Одной из ключевых задач ритейлеров на 2025 год станет улучшение клиентского опыта в омниканальной среде продаж. Компании стремятся непрерывно повышать качество обслуживания, интегрируя онлайн и офлайн каналы продаж, а также адаптировать свои предложения под потребности клиентов в реальном времени. Это требует значительных инвестиций в технологии, которые позволяют отслеживать поведение клиентов и обеспечивать единый пользовательский опыт.

«Бренды должны следовать за своими потребителями, и, помимо сайтов и мобильных приложений, ритейлерам необходимо активно расширять свое присутствие в социальных сетях и мессенджерах. Если профили зарегистрированных покупателей будут автоматически соотноситься с их аккаунтами во ВКонтакте, Telegram и на других популярных площадках, пользователи, проводя время в любимой соцсети, будут видеть персонализированные предложения от бренда прямо в приложении. Это позволит им сразу же совершить покупку без необходимости переходить на сайт и авторизовываться», — комментирует Роман Соколов.

Ритейл-медиа расширяются

Ритейл-медиа охватывают любую рекламу, размещенную как на онлайн, так и на офлайн платформах ритейлера. В настоящее время компании активно задействуют цифровое пространство своих сайтов и мобильных приложений, а также продолжают взаимодействовать с офлайн-точками. Прогнозируется, что к 2025 году ритейл-медиа станут важным инструментом цифровой рекламы. Как маркетплейсы, так и интернет-продавцы будут развивать собственные рекламные инструменты и применять полученные данные для создания таргетированной рекламы на этих площадках

«Для рекламодателей это эффективный способ презентовать свои товары, когда пользователь посещает сайт магазина. Реклама товаров на страницах ритейлеров увеличивает вероятность их покупки в моменте. Например, на одной странице может быть размещена реклама сопутствующих товаров или услуг, что способствует комплексному предложению для покупателя», — отмечает Роман Соколов. 

Бизнес-процессы начинают комплексную трансформацию 

Несмотря на активное внедрение технологий, в ритейле все еще остается значительное пространство для автоматизации. Проблема нехватки специалистов остается нерешенной, и магазины не успевают адаптироваться к стремительному переходу к онлайн-покупкам. Современные клиенты, посещая офлайн-магазины, ожидают более быстрого и качественного сервиса. Это подчеркивает необходимость комплексного внедрения технологий, которые помогут эффективно решать текущие проблемы. Успешный пример автоматизации клиентского сервиса в офлайн-пространстве — внедрение касс самообслуживания в магазинах фэшн-ритейлера Zolla, которое позволило ускорить обслуживание клиентов и снизить нагрузку на персонал. 

«Автоматизация и оптимизация процессов вместе с использованием гибких трудовых моделей могут помочь ритейлерам значительно повысить эффективность работы и сократить затраты. Дефицит кадров будет компенсироваться технологиями, возникающими на стыке автоматизации, интернета вещей и роботизации — например, электронными доставками, роботизированным управлением складом, мониторингом оборудования и другими инновациями», — добавляет Роман Соколов.


Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Продуктовый ритейл сокращается в ТЦ

Доля продуктовых арендаторов в ТЦ с 2021 года сократилась с 8 до 7%. При этом их якорная функция снижается в крупных торговых центрах, тогда как в ТЦ районного формата актуальность крупного продуктового якоря остается актуальной. Среди ритейлеров тренд на открытие гипермаркетов сменился развитием магазинов в уличной рознице, в частности, в новых жилых кварталах от крупных застройщиков. 
29.01
Источник: CRE
Исследования рынка

Яндекс Маркет: Российские бренды одежды нарастили продажи

Российские бренды массового сегмента в 5 раз увеличили продажи на маркетплейсе за год. Продажи российских дизайнеров выросли в 2 раза.
27.01
Источник: Мебельный комплекс «Гранд»
Точка зрения

Завоевать и удержать. 6 решений, которые помогут вернуть клиента в магазин

Работать с клиентом, который уже совершил покупку, для ритейлеров выгоднее, чем вкладывать бюджет на привлечение новых — и с точки зрения денег, и с точки зрения затрат времени. Ведь действующий покупатель уже в некоторой степени знаком, а нового еще нужно тщательно изучить. При этом в истории взаимодействия с любым клиентом рано или поздно может наступить этап, когда он «пропадает» — совсем не заходит в магазин или уходит с пустыми руками. Как стимулировать клиента снова совершить покупку, рассказал Александр Гринько, директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд».
24.01

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (28 апреля - 4 мая)

«Белые Сады» прошли зеленую сертификацию, Times Estate рассказала о переменах, а Malltech - об открытиях, Stone завершает переезд в новую штаб-квартиру, а «ВкусВилл» покоряет ОАЭ. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю.
04.05
Источник: cre.ru
Сделка

«Киевская площадь» купила «Люблинское поле»

Год Нисанов и Зарах Илиев выкупили торговый центр в районе Люблино.
 
05.05
Источник: CRE
Сделка

Haval занял «Клин»

Автопроизводитель арендовал 42 тыс. кв. м складов на севере Подмосковья. Аренда такого объема здесь может стоить компании порядка 600-650 млн рублей в год с учетом НДС и операционных расходов.
05.05
Источник: Moscow Research Forum
Игроки рынка

Silver City и Lighthouse стали премиальными

Еще двум бизнес-центрам O1 Properties присвоен класс Prime. В соответствии с новой классификацией, разработанной Moscow Research Forum (компании NF Group, CORE.XP, IBC Real Estate, Nikoliers, Commonwealth Partnership) к классу Prime относятся также: БЦ «Белая площадь», «Романов двор», AFI2B, Four Winds Plaza, «Белые сады», «Башню на Набережной», STONE Курская и Neva Towers Business Centre. Список дополняется.
05.05
Источник: famil.ru
Назначения

Крупное назначение в OBI

Главой OBI Россия назначена Светлана Можаева из Familia.
 
05.05
Источник: Пресс-служба AFI Development
Проект

В AFI2B Tagilskaya стартовали продажи офисов

Стартовали продажи офисов в инновационном многофункциональном комплексе AFI2B Tagilskaya. Проект реализуется в рамках комплексной застройки жилого квартала «Сиреневый парк» в Метрогородке.
05.05
Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre