Комплексы сооружений, предназначенные для приема и отправки воздушных, морских, речных судов, а также для обслуживания пассажиров, пользующихся этими видами транспорта, можно назвать идеальными объектами коммерческой недвижимости. Они обладают гарантированным ежедневным потоком посетителей, сопоставимым с лучшими ТЦ страны, удачным расположением, удобными подъездными путями и вместительными парковками.
В отношении железнодорожных вокзалов у ОАО «РЖД» масштабные планы: к 2015 г. реконструировать почти 400 объектов в крупных городах РФ. Предполагаемый объем инвестиций — 30 млрд руб., который, как говорят в РЖД, может быть увеличен в 2-3 раза за счет частного капитала. По словам Максима Золотарева, замруководителя Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) — филиала ОАО «РЖД», сейчас в среднем по России в коммерческий оборот вовлечено 10% от всех вокзальных площадей. В ДЖВ намерены довести этот показатель до 20%.
В 2011 г. на Финляндском вокзале в Петербурге стартовала II очередь масштабных работ, в ходе которых существующие площади будут реконструированы, появятся сервисно-коммерческий центр, гостиничный комплекс и конференц-центр с бизнес-инфраструктурой, а также полноценный транспортно-пересадочный узел, объединяющий железную дорогу с автобусным вокзалом и станцией метрополитена. Стоимость работ оценивалась в 6 млрд руб.
Столичные вокзалы также ждет значительная модернизация. Сообщалось, что РЖД выделит 10 млрд руб. на модернизацию московских вокзалов. Некоторые из них станут экспериментальными площадками по реализации еще нетипичных для российских вокзалов идей. Например, на Павелецком запустили пилотный проект коворкинг-центра «Экспресс-офис.
Российские аэропорты консалтинговые компании называют более благополучными в плане инфраструктуры. Пока доля площадей, сдаваемых в аренду, даже в самых крупных российских аэропортах не превышает 20%, признаются владельцы аэропортов. Российские аэропорты пока осторожно говорят о планах развития. Так, в «Домодедово» заявляют о готовности повышать долю площадей, вовлеченных в коммерческий оборот, привлекать новых арендаторов и расширять спектр предоставляемых услуг, но целевых показателей не называют. В «Шереметьево» планируют повысить долю неавиационных услуг в выручке компании с нынешних 40% до 60%.
Наряду с аэропортами и вокзалами ритейл заходит и в морские порты. В 2010г. в Сочи стартовала программа «Сочи гранд марина», рассчитанная на 6 лет, в итоге должна существенным образом обновиться береговая инфраструктура Сочинского морского порта.
Проект комплексного освоения земель порта предполагал провести реконструкцию исторического здания морвокзала, строительство яхтенной марины, 4-звездочного отеля, новых торговых и офисных помещений. Полностью завершить реконструкцию морского порта Сочи планируется к 2013г., к этому времени помещение морвокзала (3400 кв. м) превратится в ТРК для жителей и гостей города, обещал «Совкомфлот». Уже сейчас в здании морвокзала открылись новые магазины: заработали флагманский магазин Bosco, Sublime by Bosco, La Perla, Etro и Omega.
В мире процесс редевелопмента транспортных узлов давно стал естественным путем развития их как современных средств обслуживания пассажиров, но следствием качественного улучшения вокзальных, аэропортовых и портовых комплексов может стать рост ставок аренды, предполагают аналитики, сообщают «Ведомости».