К 2013г. торговая сеть «Утконос» закроет всю собственную одноименную стационарную розницу в столице и регионе, сообщила пресс-секретарь «Утконоса» Людмила Александрова. Сейчас сеть насчитывает 49 точек площадью от 50 кв. м до 600 кв. м, 37 из которых работают в режиме полноценного магазина.
Срок аренды существующих помещений заканчивается и просто не будет продлен, уточнила госпожа Александрова. По ее словам, концентрация только на онлайн-торговле позволит компании снизить логистические и операционные издержки.
Продуктовая торговая сеть «Утконос», сочетающая формат интернет-торговли и традиционной розницы, образовал в 2002г. Сергей Разумов. Вскоре контроль над компанией получил гендиректор и основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов. Агентство «Infoline-Аналитика» оценивает выручку «Утконоса» в 2011г. в 6,4 млрд руб. (почти $220 млн), из них 70% пришлось на подразделение в интернете, примерно 25% на столы заказов и около 5% – на традиционные магазины. Количество ассортиментных позиций в стационарных точках насчитывает около 1–1,2 тыс. наименований в полноценном магазине и до 200 – в гибридном, средний чек $5,5. В интернет-магазине представлено 20 тыс. наименований, средний чек $27–34.
Расцвет традиционной розницы «Утконоса» пришелся на 2007г. – тогда сеть насчитывала 201 магазин. Летом 2010г. компания начала переформатировать свою сеть, постепенно концентрируясь на онлайне. В 2011г. прекратили работу около 100 магазинов. Не покрывались даже затраты на аренду, объяснял тогда ритейлер. В конце 2011г. «Утконос» начал работать на условиях франшизы с X5 Retail Group: под брендом «Перекресток-экспресс» было открыто 7 точек с площадью 170–500 кв. м.
Теперь «Утконос» будет доставлять заказы клиентам непосредственно из построенного в 2005г. распределительного центра в Бутово, минуя магазины и столы заказов. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что закрытие стационарных точек сломает ту схему логистики, «которая была основным компонентом успеха компании», сообщает «Коммерсантъ».