По данным Авито Работы, в январе 2025 года самый заметный прирост зафиксирован в вакансиях для упаковщиков: эти специалисты особенно востребованы на складах и в производственной отрасли. Средняя предлагаемая зарплата для соискателей на позицию увеличилась на 66% по сравнению с январем прошлого года, достигнув 102 656 рублей в месяц.
В свою очередь, среди водительских позиций по уровню средних зарплат по итогам прошлого года в лидерах оставались дальнобойщики. На втором месте водители рефрижератора — соискатели в среднем могли рассчитывать на 164 363 рубля в месяц (+12% за год). Третье место заняли водители тралов (управляют автомобильным прицепом для перевозки крупногабаритных неделимых грузов).
Источник: Авито Работа
Наибольшая доля вакансий для начинающих специалистов в 2024 году также фиксировалась в складской логистике — на этот сегмент пришлась десятая (9,48%) от общего числа предложений без опыта. Средняя предлагаемая зарплата для них по отрасли составляет 62 355 рублей в месяц при полной занятости. «Привлечение сотрудников без опыта становится одним из инструментов решения проблемы нехватки кадров в наиболее дефицитных отраслях, – поясняет Роман Губанов, директор по развитию Авито Работы. – Часто начинающих специалистов приглашают к трудоустройству по востребованным рабочим направлениям: например, много вакансий с соответствующей пометкой размещено для водителей, работников склада, операторов станков, слесарей и монтажников. Таких сотрудников работодатели обучают всем необходимым навыкам прямо на рабочем месте, либо помогают с получением профильного образования».
Источник: Авито Работа
Кадровых запросов от игроков рынка складов и логистики становится всё больше, и это неудивительно: по оценкам Росстата и Data Insight, средний ежегодный прирост объёма интернет-продаж с начала пандемии коронавируса составил более 40% год к году. По итогам 2024 года, объём продаж в e-commerce в России увеличился на 36%, достигнув почти 11 трлн рублей. К 2028 году, по прогнозам INFOLine, суммарный годовой объём онлайн-коммерции может достигнуть 26,7 трлн рублей. «E-commerce остаётся самым быстрорастущим сегментом ритейла в 90 из топ-100 крупнейших экономик мира, – констатирует Александр Манунин, управляющий партнер Parametr. – Ускорение темпа жизни, рационализация потребления, смена поколений, всё более глубокое проникновение смартфонов – эти факторы носят глобальный характер, и способствуют долгосрочному росту онлайн-продаж в общем объёме ритейла. При этом, доля электронной торговли на рынке ритейла в нашей стране, по сравнению с другими, всё ещё достаточно низка, 13%. В Великобритании и Индонезии же, например, она превышает 30%». Расти есть куда, соглашается Гарольд Власов, управляющий директор 3PL-оператора NC Logistic: в Китае на e-commerce приходится почти половина оборота в рознице.
Источник: Авито Работа
В конце 2024-начале 2025 гг. два крупнейших игрока, Wildberries и Ozon, заявили о планах по расширению складской инфраструктуры. По данным пресс-службы объединенной компании Wildberries&Russ, RWB планирует строительство 11 логистических комплексов общей площадью более 2,2 млн кв. метров в Москве, Московской области и регионах, а также увеличение действующих складов.
Ozon же в январе объявил о поиске девелопера для строительства складов в Якутске (40 тыс. кв. метров), Иркутске (40 тыс. кв. метров) и Калининграде (20 тыс. кв. метров) по модели BTS с возможностью ввода в эксплуатацию в 2026-2027 гг. «Региональная экспансия логистической инфраструктуры маркетплейсов, безусловно, вызвана потребительской активностью», – указывает Евгений Смирнов, коммерческий директор логистического оператора МОЛКОМ.
По оценкам Ассоциации интернет-торговли, в конце 2024 года рост оборота рынка e-commerce в регионах превышал 60%. Анализ планов маркетплейсов по строительству складов демонстрирует тенденцию к расширению их присутствия в населенных пунктах с численностью жителей менее 1 млн.
Источник: Авито Работа
В свою очередь, согласно совместному исследованию Reksoft Consulting и Parametr, в структуре московского рынка ритейла в ближайшие десять лет доля электронной коммерции может вырасти в четыре раза, и на неё будет приходиться порядка 43% от торгового оборота. При таком сценарии потребность в складской недвижимости со стороны игроков сегмента может достигнуть 24 млн кв. м (для сравнения – сегодня объем складских площадей, занимаемых сегодня e-commerce, составляет менее 5 млн кв.м). «В наступившем году рынок складской недвижимости продолжит находиться под влиянием сразу нескольких ключевых факторов, - констатирует Евгений Бумагин, член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate. - С одной стороны, ожидается сохранение повышенной потребительской активности, что будет напрямую влиять на планы развития основных игроков рынка. С другой, дефицит рабочей силы вынудит компании либо повышать зарплаты складскому персоналу, либо оптимизировать его численность».
Работать некому везде, вздыхают собеседники CRE. Хотя о беспилотном грузовом транспорте уже говорят как о недалёком будущем, а складские комплексы тестируют роботов, очевидно, что в ближайшие годы без человека не обойтись. Следовательно, конкуренция с промышленной и строительной отраслями за персонал продолжится, как и рост зарплат, сообщают в SuperJob. «Кроме того, всё больше покупателей хотят получать свои покупки в тот же день, – рассуждает Иван Ишуткин, руководитель направления грузовых перевозок в Яндекс Доставке. – Клиенты теперь стремятся к быстрому доступу не только к готовой еде и продуктам, но ко всем категориям товаров. В итоге на рынке сохраняются два разнонаправленных тренда: желание покупателей получать заказы как можно быстрее и дефицит рабочей силы, который влечёт за собой повышение дохода курьеров и, соответственно, стоимости доставки для конечного клиента».
Каждый четвёртый житель Москвы уже хочет, чтобы доставкой заказов занимались роботы-курьеры, делятся в SuperJob. Более прогрессивны мужчины — 29% из них не против видеть на пороге робота, среди женщин только 21% лояльны к автоматизированному способу доставки заказов на дом. Чем моложе респонденты, тем чаще они отдают предпочтение роботам-курьерам (31% в возрасте до 35 лет и всего 21% в возрасте более 45 лет).
Источник: SuperJob
Россияне с доходом от 100 тыс. руб. чаще тех, кто получает меньше, согласны на роботизированную доставку (28%).
За формат преимущественно высказываются жители Центрального округа Москвы (35%), Зеленограда (29%), Северного, Юго-Восточного и Восточного АО (по 27%). Меньше всего роботов ждут в Новомосковском (10%) и Троицком (20%) округах. Практически все популярные сервисы доставки уже имеют «в штате» роботов-курьеров.
Источник: FM Logistic
Наши дорогие
На рынке складов и логистики «рынок кандидата» сохранится надолго, убеждена Вероника Зуева, директор по персоналу и корпоративному развитию NOYTECH Supply Chain Solutions. Особенно актуально это для линейного персонала. «Логистические провайдеры, маркетплейсы и другие компании вынуждены не просто конкурировать, но биться насмерть за сотрудников, и постоянно повышать заработные платы, — поддерживает Гарольд Власов. — В 2024 году средняя зарплата складского линейного персонала в Московском регионе выросла примерно на 20% по сравнению с рекордным же 2023 годом. Но в 2025-м работодателям придётся увеличить зарплаты ещё на 25%. При этом уже сегодня начинающий специалист может устроиться на должность кладовщика или водителя спецтехники, и получать в среднем от 95 тыс. рублей в месяц». «Критическая ситуация в основном сложилась в сегменте линейного персонала (сотрудники склада, диспетчеры, водители, курьеры) и специальностей, которые сегодня вошли в разряд редких: инженеры, сварщики, технологи, швеи, водители спецтехники и пр., — соглашается Надежда Комиссарова, директор по персоналу фулфилмент-оператора «Бета ПРО». — У молодых людей эти должности не пользуются популярностью, и учиться для их получения они не хотят. В эту же категорию особенно востребованного персонала можно отнести позиции менеджеров по продажам и IT-специалистов. Во всех перечисленных категориях сохраняется рынок кандидата. Работодатели постоянно перекупают друг у друга этих сотрудников, повышают уровень зарплат с тем, чтобы привлекать и удерживать персонал, а также создают выгодные условия работы с помощью дополнительных программ и льгот».
Дорогая аренда и высокие расходы на персонал, в свою очередь, неизбежно влекут за собой повышение тарифов на складскую обработку и хранение, указывает Гарольд Власов. Евгений Смирнов оценивает рост стоимости рабочей силы в прошлом году в 25%-35%. «Кадровый голод неизбежно привел к росту цен на услуги по обработке товаров, — соглашается эксперт. — Конечно, большинство складских операторов были и будут вынуждены внепланово индексировать тарифы для своих клиентов. И всё это – на фоне весьма ограниченного выбора локальных средств автоматизации. Перед средним бизнесом и даже некоторыми представителями крупного ритейла, которые использовали зарубежные сервисы по автоматизации складов и логистики, несколько лет назад встала задача развивать и (или) дорабатывать собственные ИТ-решения. Впрочем, к концу 2024 года некоторые игроки завершили основной объём работ по переходу на собственные разработки».
Источник: X5 Group
Прямая речь
В свою очередь, среди водительских позиций по уровню средних зарплат по итогам прошлого года в лидерах оставались дальнобойщики. На втором месте водители рефрижератора — соискатели в среднем могли рассчитывать на 164 363 рубля в месяц (+12% за год). Третье место заняли водители тралов (управляют автомобильным прицепом для перевозки крупногабаритных неделимых грузов).
Источник: Авито Работа
Наибольшая доля вакансий для начинающих специалистов в 2024 году также фиксировалась в складской логистике — на этот сегмент пришлась десятая (9,48%) от общего числа предложений без опыта. Средняя предлагаемая зарплата для них по отрасли составляет 62 355 рублей в месяц при полной занятости. «Привлечение сотрудников без опыта становится одним из инструментов решения проблемы нехватки кадров в наиболее дефицитных отраслях, – поясняет Роман Губанов, директор по развитию Авито Работы. – Часто начинающих специалистов приглашают к трудоустройству по востребованным рабочим направлениям: например, много вакансий с соответствующей пометкой размещено для водителей, работников склада, операторов станков, слесарей и монтажников. Таких сотрудников работодатели обучают всем необходимым навыкам прямо на рабочем месте, либо помогают с получением профильного образования».
Источник: Авито Работа
Кадровых запросов от игроков рынка складов и логистики становится всё больше, и это неудивительно: по оценкам Росстата и Data Insight, средний ежегодный прирост объёма интернет-продаж с начала пандемии коронавируса составил более 40% год к году. По итогам 2024 года, объём продаж в e-commerce в России увеличился на 36%, достигнув почти 11 трлн рублей. К 2028 году, по прогнозам INFOLine, суммарный годовой объём онлайн-коммерции может достигнуть 26,7 трлн рублей. «E-commerce остаётся самым быстрорастущим сегментом ритейла в 90 из топ-100 крупнейших экономик мира, – констатирует Александр Манунин, управляющий партнер Parametr. – Ускорение темпа жизни, рационализация потребления, смена поколений, всё более глубокое проникновение смартфонов – эти факторы носят глобальный характер, и способствуют долгосрочному росту онлайн-продаж в общем объёме ритейла. При этом, доля электронной торговли на рынке ритейла в нашей стране, по сравнению с другими, всё ещё достаточно низка, 13%. В Великобритании и Индонезии же, например, она превышает 30%». Расти есть куда, соглашается Гарольд Власов, управляющий директор 3PL-оператора NC Logistic: в Китае на e-commerce приходится почти половина оборота в рознице.
Источник: Авито Работа
В конце 2024-начале 2025 гг. два крупнейших игрока, Wildberries и Ozon, заявили о планах по расширению складской инфраструктуры. По данным пресс-службы объединенной компании Wildberries&Russ, RWB планирует строительство 11 логистических комплексов общей площадью более 2,2 млн кв. метров в Москве, Московской области и регионах, а также увеличение действующих складов.
Ozon же в январе объявил о поиске девелопера для строительства складов в Якутске (40 тыс. кв. метров), Иркутске (40 тыс. кв. метров) и Калининграде (20 тыс. кв. метров) по модели BTS с возможностью ввода в эксплуатацию в 2026-2027 гг. «Региональная экспансия логистической инфраструктуры маркетплейсов, безусловно, вызвана потребительской активностью», – указывает Евгений Смирнов, коммерческий директор логистического оператора МОЛКОМ.
По оценкам Ассоциации интернет-торговли, в конце 2024 года рост оборота рынка e-commerce в регионах превышал 60%. Анализ планов маркетплейсов по строительству складов демонстрирует тенденцию к расширению их присутствия в населенных пунктах с численностью жителей менее 1 млн.
Источник: Авито Работа
В свою очередь, согласно совместному исследованию Reksoft Consulting и Parametr, в структуре московского рынка ритейла в ближайшие десять лет доля электронной коммерции может вырасти в четыре раза, и на неё будет приходиться порядка 43% от торгового оборота. При таком сценарии потребность в складской недвижимости со стороны игроков сегмента может достигнуть 24 млн кв. м (для сравнения – сегодня объем складских площадей, занимаемых сегодня e-commerce, составляет менее 5 млн кв.м). «В наступившем году рынок складской недвижимости продолжит находиться под влиянием сразу нескольких ключевых факторов, - констатирует Евгений Бумагин, член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate. - С одной стороны, ожидается сохранение повышенной потребительской активности, что будет напрямую влиять на планы развития основных игроков рынка. С другой, дефицит рабочей силы вынудит компании либо повышать зарплаты складскому персоналу, либо оптимизировать его численность».
Работать некому везде, вздыхают собеседники CRE. Хотя о беспилотном грузовом транспорте уже говорят как о недалёком будущем, а складские комплексы тестируют роботов, очевидно, что в ближайшие годы без человека не обойтись. Следовательно, конкуренция с промышленной и строительной отраслями за персонал продолжится, как и рост зарплат, сообщают в SuperJob. «Кроме того, всё больше покупателей хотят получать свои покупки в тот же день, – рассуждает Иван Ишуткин, руководитель направления грузовых перевозок в Яндекс Доставке. – Клиенты теперь стремятся к быстрому доступу не только к готовой еде и продуктам, но ко всем категориям товаров. В итоге на рынке сохраняются два разнонаправленных тренда: желание покупателей получать заказы как можно быстрее и дефицит рабочей силы, который влечёт за собой повышение дохода курьеров и, соответственно, стоимости доставки для конечного клиента».
Каждый четвёртый житель Москвы уже хочет, чтобы доставкой заказов занимались роботы-курьеры, делятся в SuperJob. Более прогрессивны мужчины — 29% из них не против видеть на пороге робота, среди женщин только 21% лояльны к автоматизированному способу доставки заказов на дом. Чем моложе респонденты, тем чаще они отдают предпочтение роботам-курьерам (31% в возрасте до 35 лет и всего 21% в возрасте более 45 лет).
Источник: SuperJob
Россияне с доходом от 100 тыс. руб. чаще тех, кто получает меньше, согласны на роботизированную доставку (28%).
За формат преимущественно высказываются жители Центрального округа Москвы (35%), Зеленограда (29%), Северного, Юго-Восточного и Восточного АО (по 27%). Меньше всего роботов ждут в Новомосковском (10%) и Троицком (20%) округах. Практически все популярные сервисы доставки уже имеют «в штате» роботов-курьеров.
Источник: FM Logistic
Наши дорогие
На рынке складов и логистики «рынок кандидата» сохранится надолго, убеждена Вероника Зуева, директор по персоналу и корпоративному развитию NOYTECH Supply Chain Solutions. Особенно актуально это для линейного персонала. «Логистические провайдеры, маркетплейсы и другие компании вынуждены не просто конкурировать, но биться насмерть за сотрудников, и постоянно повышать заработные платы, — поддерживает Гарольд Власов. — В 2024 году средняя зарплата складского линейного персонала в Московском регионе выросла примерно на 20% по сравнению с рекордным же 2023 годом. Но в 2025-м работодателям придётся увеличить зарплаты ещё на 25%. При этом уже сегодня начинающий специалист может устроиться на должность кладовщика или водителя спецтехники, и получать в среднем от 95 тыс. рублей в месяц». «Критическая ситуация в основном сложилась в сегменте линейного персонала (сотрудники склада, диспетчеры, водители, курьеры) и специальностей, которые сегодня вошли в разряд редких: инженеры, сварщики, технологи, швеи, водители спецтехники и пр., — соглашается Надежда Комиссарова, директор по персоналу фулфилмент-оператора «Бета ПРО». — У молодых людей эти должности не пользуются популярностью, и учиться для их получения они не хотят. В эту же категорию особенно востребованного персонала можно отнести позиции менеджеров по продажам и IT-специалистов. Во всех перечисленных категориях сохраняется рынок кандидата. Работодатели постоянно перекупают друг у друга этих сотрудников, повышают уровень зарплат с тем, чтобы привлекать и удерживать персонал, а также создают выгодные условия работы с помощью дополнительных программ и льгот».
Дорогая аренда и высокие расходы на персонал, в свою очередь, неизбежно влекут за собой повышение тарифов на складскую обработку и хранение, указывает Гарольд Власов. Евгений Смирнов оценивает рост стоимости рабочей силы в прошлом году в 25%-35%. «Кадровый голод неизбежно привел к росту цен на услуги по обработке товаров, — соглашается эксперт. — Конечно, большинство складских операторов были и будут вынуждены внепланово индексировать тарифы для своих клиентов. И всё это – на фоне весьма ограниченного выбора локальных средств автоматизации. Перед средним бизнесом и даже некоторыми представителями крупного ритейла, которые использовали зарубежные сервисы по автоматизации складов и логистики, несколько лет назад встала задача развивать и (или) дорабатывать собственные ИТ-решения. Впрочем, к концу 2024 года некоторые игроки завершили основной объём работ по переходу на собственные разработки».
Источник: X5 Group
Прямая речь
Александр Перемятов, президент Magic Group, создатель SLAVA concept:
- Сситуация действительно парадоксальна. С одной стороны, множество факторов, которые влияют на кадровый рынок России – это и проведение СВО с очень высокими доходами военных, и, как следствие – цепной реакцией в виде ухода с рынка труда членов их семей. Ещё один фактор – отток населения и мигрантов. Прибавим к этому высокие депозиты, которые стали для граждан дополнительным источником доходов.
В сложившихся условиях многие бизнесы буквально опасаются делать резкие движения, не понимая, как развиваться, как следствие мы видим очень низкую ротацию кадров между компаниями.
Прогноз – в ожидании конца СВО, как только это произойдёт, цепная реакция пойдет в обратную сторону, и постепенно рынок придет в норму. Появятся дополнительные кадры, вернутся военные, их члены семей также будут вынуждены вернуться на работу, я думаю, и ключевая ставка снизится. Тормозящий экономику фактор в виде депозитов и, как следствие, – намерений «копить средства на счетах» также будет устранен.
Ещё я бы добавил такой фактор, как «борьба с мигрантами» и зарождающуюся тенденцию, когда российские граждане предпочитают работу в Китае, на Ближнем Востоке и отправляют деньги в РФ. Им выгоднее на фоне роста курса – при конвертации в рубли, зарплаты за границей выше. Характерно, что, если раньше этот тренд касался только специалистов высокотехнологичных отраслей, то сегодня люди начинают выезжать обычными рабочими или в ту же сферу услуг.
Источник: 3PL-оператор NC Logistic
Таланты и поклонники
Дефицит кадров продолжает усиливаться, вздыхает Мария Шиповалова, директор по коммуникациям и персоналу FM Logistic в России. «Безусловно, основная причина – демографическая яма (рожденных в 1984-2000 гг.), – рассуждает г-жа Шиповалова. – В итоге фиксируем во всех регионах присутствия высокий спрос на операторов механизированных и автоматизированных складов, операторов ПК, водителей ричтраков и грузового транспорта».
Дисбаланс вакансий и соискателей сохранится, компании по-прежнему будут бороться за каждого сотрудника, соглашается с другими собеседниками CRE Вероника Зуева. Эксперт также указывает на постоянный рост в отрасли зарплат для привлечения новых и удержания имеющихся специалистов. «Всё большее число компаний борется за кандидатов в сотрудники, постоянно улучшая условия работы, – сообщает г-жа Зуева. – Бизнес готов рассматривать кандидатов из других регионов, хотя бы отчасти компенсируя расходы на переезд и проживание. Многие идут по пути переобучения работников и автоматизации процессов. Это позволяет закрывать большее число операций меньшим количеством специалистов высокой квалификации, получить которую помогают сами организации».
Стандартными в отрасли стали и некоторые льготы, претендовать на которые раньше могли либо лишь управленцы, либо иностранные специалисты, либо сотрудники, проработавшие в компаниях долгое время и т.д. В первую очередь, речь идет о ДМС, оплате допобучения или переквалификации.
Для повышения мотивации персонала компании вообще вынуждены были массово сделать программы бонусов и премий более прозрачными и понятными. Российский логистический бизнес также всё больше внимания уделяет развитию корпоративной культуры, мероприятиям и инициативам в её поддержку. «Мы приглашаем на практику студентов ВУЗов и СУЗов, уже несколько лет реализуем программу дуального образования, готовя профильные кадры для работы в нашей компании, – перечисляет Вероника Зуева. – Несмотря на пандемию и изменения после 2022 года, нам удалось сохранить все принятые в организации льготы, периодически запускаем новые инициативы в поддержку командообразования, социальных проектов».
Источник: FM Logistic
Чтобы удерживать персонал, работодатели активно запускают различные системы нематериальной мотивации: предлагают сотрудникам дополнительные отпускные дни, возможность изменять график, скидки на услуги компании, расширенные социальные пакеты, оплачиваемые образовательные курсы, поддерживает Галина Кезикова, директор по персоналу «Курьер Сервис Экспресс». Сегодня бизнесу выгоднее потратить (даже немалые) средства на удержание уже работающих кадров, чем на поиск новых. Влияние на отрасль оказывает и рост уровня автоматизации, снижение доли тяжелой и однообразной физической работы. «То есть не только экономическая составляющая, но и условия труда для линейного персонала стали привлекательнее, – поясняет г-жа Кезикова. – Мы пересмотрели требования к соискателям, стали более гибкими. Сейчас, например, готовы принимать женщин на некоторые традиционно мужские специальности, например, позицию водителя погрузчика; рассматриваем и кандидатов от 50 лет. Кстати, со стороны соискателей на линейные позиции при выборе компании-работодателя приобретают всё большую значимость такие факторы, как узнаваемость бренда и возможности карьерного роста. И, несмотря на то, что в последнее время на рынке труда все больше возможностей для временной работы и частичной занятости, кандидатов намного чаще интересуют перспективы собственного развития, возможности долгосрочного и стабильного сотрудничества». «Мы тоже развиваем бренд работодателя, – добавляет Мария Шиповалова. – Активно используем маркетинговые инструменты на наших профильных площадках по подбору персонала (работных сайтах и социальных сетях), взаимодействуем со службами занятости и администрациями районов в регионах присутствия компании. Конечно, внимательно следим за условиями труда, питанием, комфортными шатлами до рабочего места и многим другим. Даже одежду стараемся заказывать самую удобную. Кстати, производители стали, наконец ,выпускать спецодежду для женщин, и теперь мы закупаем, в том числе, ее».
Источник: Parametr
Полная чаша
А вот рынок условных офисных сотрудников в логистике – HR-специалистов, бухгалтеров, работников отделов финансов и маркетинга, менеджеров по работе с клиентами, помощников руководителей и т.д. – напротив, переполнен кандидатами, говорит Надежда Комиссарова. «Дело в том, что бизнес требует кадров с хорошим опытом и знаниями, то есть, готовых специалистов, – размышляет она. – Однако сегодня рекрутерам часто приходится сталкиваться с «красивым» резюме и очень слабым уровнем знаний у соискателей по итогам собеседования. В крупных компаниях любой блок работы обычно поделен на секторы, и сотрудник занимается небольшим пулом задач, не имея возможности выполнять другую работу по специальности. Свой «узкий» функционал он, конечно, знает прекрасно, но хороший специалист широкого профиля должен владеть широким набором навыков. Поэтому, такие сотрудники, как бухгалтеры, финансовые менеджеры, аналитики, HR-специалисты, вынуждены уходить в среднего размера компанию, чтобы расширить спектр задач. В то же время, покидая крупную компанию с большой зарплатой, сотрудники не готовы соглашаться на меньшую. В итоге и возникает ситуация, когда кандидат хочет развития и обучения, но уровень оплаты требует такой, как если бы он уже владел всеми необходимыми навыками».
Кроме того, за последние два года множество кандидатов уровня топ-менеджеров (директора подразделений) откликнулось на позиции линейных руководителей, добавляет эксперт. То есть, соискатели готовы пойти на значительное понижение в должности, но хотят при этом сохранить уровень зарплаты. «И, если раньше все рассматривали кандидатов до 40 лет, то сейчас, наоборот, кандидаты 40+ более предпочтительны, – продолжает Надежда Комиссарова. – Во-первых, у них больше знаний и опыта, выше мотивация: не берут больничные по уходу за детьми, готовы и могут полностью отдаваться работе. Во-вторых, они более гибкие в коммуникации, способны работать в режиме многозадачности, быстро адаптируются к новым условиям. А вот многие соискатели 25-30 лет, не имея особенного опыта, хотят сразу претендовать на высокооплачиваемые должности. При этом, совершенно не понимая, что до этого уровня знаний и компетенций еще необходимо дорасти. В общем, в нашей компании мы не привязываемся к возрасту, а обращаем внимание на опыт, профессиональные знания и компетенции, а также личностные качества. Безусловно важно и чтобы новый сотрудник был «своим» по духу. Ну и, конечно, в последнее время всё больше кандидатов стремится к удаленному или гибридному формату работы. В нашей компании гибридный формат допустим, но только после испытательного срока, когда сотрудник может полностью работать самостоятельно. В итоге те, кому необходим гибрид с первого дня, часто отказываются от вакансий».
Источник: ХСА
В открытом доступе
В логистике сохранится и нехватка талантливых и успешных менеджеров по продажам, прогнозирует Вероника Зуева. Помимо этого, в связи с переходом многих компаний на отечественный софт, стали максимально востребованы специалисты в области ИТ, особенно в части российских программных средств. «Очень нужны аналитики, кандидаты с хорошим уровнем Excel, которые не только могут обрабатывать большие объёмы информации, но и имеют экспертизу в разных направлениях бизнеса, – делится, в свою очередь, Галина Кезикова. – Но и соискатели, повторюсь, стали более требовательными, их ожидания значительно возросли. Это неудивительно, ведь острейший дефицит персонала привел к существенному улучшению условий труда, которые готовы предлагать работодатели, ведя конкурентную борьбу за кадры. Разумеется, требования разнятся в зависимости от категории персонала. И наиболее высокие – у всё тех же сотрудников ИТ, для которых условия труда имеют такое же значение, как содержание и качество задач. Более того, спектр их ожиданий постоянно расширяется».