Во II квартале 2016 г. московский рынок апартаментов пополнился сразу семью новыми объектами, вышедшими в продажу. Этот впечатляющий на фоне общей стагнации коммерческой недвижимости результат выглядит еще более значительно, учитывая, что в этом сегменте росло не только предложение, но и спрос.
«Если за апрель-июнь предложение выросло на 41% по сравнению с показателями предыдущего квартала 2016 г., то спрос увеличился на 10,5%. Но, учитывая ситуацию на рынке коммерческих площадей, и эти цифры выглядят вполне оптимистично», - считает Александр Самодуров, руководитель NAI BecarApartments.
За отчетный период в продажу было выведено семь объектов совокупным объемом 2 196 апартаментов, из которых в реализации находится 1 141 лот. В итоге общее предложение на московском рынке апарт-проектов составило 8 774 апартамента в 97 комплексах. Новые проекты были представлены во всех классах – комфорт, бизнес и элит, причем бизнес сохранил лидирующие позиции и составил в общем объеме нового предложения 68%, хотя его объем ввода и снизился на 2 процентных пункта по сравнению с предыдущим периодом. Традиционно большинство объектов вышли на рынок в формате buy-to-live. И только один, апарт-комплекс «Восток», выведен девелопером в сегменте buy-to-let.
Минимальная площадь апартаментов в продаже на сегодняшний день составляет 16,41 кв. м. Между тем, по данным департамента маркетинга и консалтинга NAIBecar, наибольшим спросом пользуются площади до 50-60 кв. м в комфорт-классе и более 60 кв. м. в бизнес- и элит-классах.
Цены
Цены на апартаменты разных классов во II квартале 2016 г. вели себя достаточно противоречиво. Если в комфорте стоимость квадратного метра в среднем выросла на 1,3% по сравнению с прошлым кварталом, то цены в бизнес-классе упали на 5,3%, именно по причине значительного числа вышедших в продажу объектов, считают в NAIBecar. В то же время стоимость в элитных и премиальных объектах поднялась за квартал на 28,6%.
В абсолютных цифрах средние по Москве цены на конец I полугодия составили в комфорт-классе – 161,9 тыс. руб. за 1 кв. м; в бизнес-классе – 321,9 тыс. руб.; в элит-классе – 477 тыс. руб. за 1 кв. м.
Покупка, продажа и новые планы
Одним из главных событий рынка за отчетный период стала крупная инвестиционная сделка по покупке комплекса апартаментов между АИЖК и ВТБ. В рамках реализации программы развития доходного жилья и организации арендного фонда малой площади Агентство ипотечного жилищного кредитования приобретает апартаменты сразу в трех крупных объектах Москвы. Так, в планах структуры покупка части апартаментов площадью 46 тыс. кв. м в строящемся МФК Match Point, 295 апартаментов в МФК «Лайнер» и 10 тыс. кв. м апартаментов в одном из «домов-книжек» на Новом Арбате.
Еще один крупный игрок рынка, компания O1 Properties, во II квартале анонсировала решение занять нишу на рынке апарт-проектов. Компания уже перепрофилирует часть офисных площадей в принадлежащем ей БЦ «Большевик» в апартаменты, которые займут порядка 13,7 тыс. кв. м, и даже начала продажи. Кроме того, O1 Properties планирует разместить апартаменты в БЦ «Авион» и рассматривает возможность перепрофилирования площадей в бизнес-центрах Greendale и «Кутузов».
Еще две компании с прочными позициями на рынке Москвы, Central Properties и «Лидер-инвест», заявили о планах реализации проектов в сегменте апартаментов. Central Properties сообщила о начале строительства комплекса апартаментов Only. Его возведут на площади в 2,5 гектара рядом со станцией метро «Фили» и Филевским парком на улице Заречной, 4б. «Лидер-инвест» открыл продажи в апарт-комплексе на 45 апартаментов, расположенном на Покровском бульваре
В то же время, отмечают аналитики NAIBecar, некоторые объекты постепенно уходят с рынка апартаментов, переходя в сегмент жилой недвижимости. Например, девелопер комплекса «Березовая аллея», который вышел в продажу в прошлом квартале, начал процесс присвоения объекту статуса жилья.
Во II полугодии московский рынок апартаментов ожидает новая волна прироста предложения, прогнозируют в NAI Becar. В течение завершившегося квартала было анонсировано сразу несколько крупных объектов с заявленным стартом продаж во II полугодии 2016 г.
«За последний квартал увеличение спроса произошло в результате сделанного на Петербургском экономическом форуме заявления руководителя АИЖК Александра Плутника о возможном разрешении постоянной регистрации в апартаментах и уравнении в правах с жильем до конца года. Большой прирост интереса может быть обусловлен расширением нехарактерной для этого сегмента целевой аудитории в сторону молодых семей с детьми дошкольного возраста», – прокомментировал генеральный директор компании «Хайтэк Девелопмент» Роман Аблаев.