Уменьшению показателя в первую очередь способствовало продолжающееся развитие fashion-ретейлеров, которые как открывают магазины в сравнительно новых объектах, так и заполняют освободившиеся помещения в давно работающих. В целом за 2018 год вакантность снизилась на 0,7 п.п.
«В течение всего 2018 г. мы наблюдали превышение объема открытий магазинов одежды и аксессуаров, обуви и кожгалантереи над закрытиями, и по итогам года оно достигло 39% исходя из площади магазинов. Это больше, чем в 2017 г., несмотря на меньший выбор помещений на рынке, что свидетельствует об устойчивом восстановлении данного сегмента после кризисного периода, - комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге. – При этом наибольшую активность проявлял fashion демократичного ценового сегмента. Это обусловлено низким темпом роста доходов населения, которые увеличились всего на 1,6% в Петербурге и сократились на 1,4% в Ленинградской области за январь-ноябрь 2018 г.».
Среди открытых в последние три месяца года и анонсированных к скорому запуску арендаторов можно отметить Uniqlo в ТРК «Европолис», «Глобус» в ТРК «Сити Молл», Moss Moda в ТК «Питер», а также большое количество магазинов одежды в составе «Китай-города» в ТРК «Континент на Бухарестской».
Высокая доля сегмента электроники в открытиях и закрытиях ушедшего года связана прежде всего с заменой Media Markt на других арендаторов. Помимо этого, из событий последнего квартала 2018 г. можно отметить открытие магазинов DNS в ТРЦ «Питерлэнд» и «Эльдорадо» в ТРЦ «Монпансье».
«Возможности развития ретейлеров в Санкт-Петербурге ограничены: более чем в половине существующих качественных торговых центров (54%) на данный момент свободно менее 1% площадей, – отмечает Юлия Чернышева, руководитель направления торговой недвижимости компании JLL в Санкт-Петербурге. – При этом можно ожидать дальнейшего сокращения объема и доли вакантных площадей в 2019 г., в первую очередь за счет небольшого числа торговых центров, в которых свободно более 5% площадей. За исключением недавно введенных объектов, где все еще проходит органическое развитие, помещения в ТЦ пустуют вследствие определенных планировочных недочетов или недостаточно эффективного управления. Именно такие торговые центры могут быть подвергнуты реконцепции в ближайшие годы. Сейчас хороший период для качественных изменений в торговых центрах, так как конкуренция со стороны новых проектов минимальна».