Взгляд изнутри. Как строится бизнес торгового комплекса и от чего зависит его успех

Несмотря на то, что в последние годы торговые и торгово-развлекательные центры сталкиваются с вызовами в лице пандемии, санкций и ухода иностранных брендов, снижения платёжеспособности населения, они остаются востребованными. Покупатели постепенно возвращаются в торговые центры, и городах-миллионниках это все еще достаточно эффективный и прибыльный бизнес. Однако очень непростой. Из чего складывается успешное развитие торгового центра и какие подводные камни ждут предпринимателя, рассказала Юлия Лебедева, директор по маркетингу и рекламе мебельного комплекса «Гранд».
1745
Изображение взято из источника: мебельный комплекс «Гранд»
Бизнес-план торгового центра: что важно знать
 
Жизнеспособность торгового центра напрямую зависит от того, как составлен его бизнес-план. Это важно и на этапе планирования строительства и запуска объекта, и на этапе его развития — в частности, для поиска инвесторов.
 
При подготовке бизнес-плана торгового центра необходимо уделить большое внимание анализу рынка, спроса и предложения, актуальных тенденций. Особую роль играет анализ уровня заполняемости существующих торговых центров — в рамках города или региона, уровня арендных ставок. Это необходимо для понимания потенциальной доходности объекта, а также распределения его площадей: в том числе возможной корректировки его структуры.
 
Условно, пересмотр бизнес-плана может показать, что торговый центр начал терять деньги, потому что потребности аудитории на рынке сменились, и сейчас ему нужно убрать часть магазинов одежды и обуви, и вместо этого найти арендаторов с товарами для дома. Или текущие тенденции говорят, что сегодня в торговом центре нужны не только обычные фудкорты, но и рестораны, причем трендовые.
 
Особое внимание в бизнес-плане необходимо уделить финансовой модели — как будут платить арендаторы. Здесь возможны несколько схем.
 
Первая — это процент с оборота. Вариант привлекательный, если у арендатора хорошие продажи. Обычно по такой схеме торговый центр работает с якорными арендаторами. Однако, если продажи у магазина по каким-то причинам падают, торговый центр начинает терпеть убытки: такое происходило в 2022 году во время закрытия точек иностранных брендов.
 
Вторая схема — это фиксированная ставка. Вариант более надежный для торгового центра. Но минусом может стать недополученная прибыль в ситуации, когда у магазина большой оборот.
 
Третья схема — фиксированная ставка плюс процент. В сегодняшних нестабильных условиях это может быть самый безопасный вариант для торгового центра, поскольку даже если у магазина по каким-то причинам падают продажи, он все равно заплатит фикс.
 
Безусловно, процент с оборота в этой финансовой модели существенно меньше, чем в варианте, когда арендная ставка завязана только на процент. И обычно он отчисляется только с определенного размера месячного оборота. Например, если магазин делает за месяц 100 тыс. рублей, он платит только фиксированную сумму аренды. А вот если его оборот — 150 тыс. рублей в этом месяце, он отчислит 5% торговому центру.


Концепция — или убьет, или возвысит
 
В 2022 году в России действовало около 3000 торговых центров. Из-за возникших на фоне санкций сложностей с арендаторами некоторые владельцы начали выставлять торговые центры на продажу, однако рынок все равно остался большим.
 
Суммарный объем торговых площадей в России на конец 2023 года составлял 29,5 млн кв. м. При этом у большей части торговых центров средний размер — до 50 тыс. кв. м. И продолжают появляться новые объекты — в 2023 году их общая площадь составила 250 тыс. кв. м.
 
Поэтому сейчас очень важно найти для рынка уникальный, запоминающийся, выделяющийся концепт, который привлечет внимание потребителя, уже давно не испытывающего дефицита в торговых центрах. Особенно в крупных городах, где таких объектов не 1-2, а зачастую существенно больше. Удачная идея может значительно повысить конкурентоспособность нового торгового центра, а неудачная — буквально убить.
 
При поиске концепции необходимо глубоко изучать рынок, посетителей торговых центров в целом и свою целевую аудиторию в частности. Разбираться, что именно сегодня приводит людей в торговые центры и чего им не хватает. Иногда стоит смотреть шире и оценивать ситуацию в ретейле в целом — не только в нише торговых центров.
 
Например, после пандемии стал активно развиваться тренд на шопинг «около дома». Это подкрепляется и тем, что ритм жизни с каждым годом ускоряется, и современный потребитель привыкает меньше времени тратить на шопинг. Безусловно, выехать пару раз в год в аутлет на другом конце города можно. Но основные покупки люди хотят делать или онлайн, или поблизости. Поэтому успешной может стать концепт небольших районных торговых центров, предлагающих все самое необходимое.
 

Арендаторы — важен не только якорный
 
Основную массу трафика в торговый центр привлекает якорный арендатор: крупный игрок, магазин федеральной сети, известный бренд с огромной аудиторией. В продовольственном ретейле таким якорным арендатором может быть условная «Лента», «Ашан» или «Перекресток». При этом «якори» — не всегда магазины: известный фитнес-центр — условный WorldClass, бассейн, боулинг и так далее.
 
Такой арендатор торговому центру нужен хотя бы один, а лучше — больше. Он будет генерировать стабильный трафик. Однако это не значит, если торговый центр получил условно 2-3 якорных арендатора, всем остальным внимания уделять не нужно — кто захочет заехать на свободные площади, тот пусть и заезжает.
 
Во-первых, арендаторы должны соответствовать концепции, выбранной для торгового центра, и той целевой аудитории, на которую он работает. Идея «взять всех и сразу» редко приводит к успеху. Если торговый центр позиционируется как узкоспециализированный — например, мебельный, с товарами для дома, то нет смысла, например, отводить большую площадь фудкортам и ресторанам. Это актуально для торгово-развлекательных комплексов.
 
Во-вторых, важно закрыть как можно больше потребностей целевой аудитории. То есть, торговому центру, который предлагает товары для дома, нужны не только магазины-арендаторы. Офисы дизайн-студий, производителей мебели на заказ также будут востребованы у потребителя. А условный торговый центр, сфокусированный на одежде и обуви среднего и высокого класса, также может искать арендаторов, например, среди салонов и студий красоты.
 
Можно посмотреть открытые исследования рынка, можно напрямую поинтересоваться у своей целевой аудитории — что именно ей не хватает. Например, сейчас россияне говорят, что хотели бы видеть в торговых центрах больше детских услуг, социальных — как пункты выдачи заказов, которые становятся все более востребованы по мере развития e-commerce. И это даже при том, что основная причина посещения торгового центра — все еще покупка продуктов, одежды и обуви.


Рекомендации владельцам торговых центров
 
Выручка торгового комплекса — это в первую очередь выручка его арендаторов. Поэтому очень важно уделить внимание не только грамотному подбору арендаторов, но и договору с ними.
 
Роль будут играть срок аренды (долгосрочные отношения всегда лучше), ответственность и обязанности сторон, условия изменения финансовой модели — если арендатор заехал надолго, успешно строит продажи, как торговый центр может менять для него условия оплаты аренды. Можно ли с фиксированной ставки перейти на «фикс плюс процент» или когда и как можно увеличивать фиксированную ставку.
 
Кроме этого с самого первого дня важно выстраивать качественные отношения между торговым центром и арендатором — независимо от того, якорный он или нет, насколько крупный, известный. Именно синергия, активное партнерство дают шанс на увеличение трафика и повышение выручки обеих сторон.
 
Один из простых и частных примеров партнерства — это совместные маркетинговые кампании торгового центра с арендатором. Например, торговый центр проводит акцию, предлагая посетителям совершить покупку в определенных магазинах на конкретную сумму, и потом проводит розыгрыш по чекам этих покупателей. Через стимулирующую кампанию торговый центр привлекает трафик в определенные магазины, участвующие в акции.
 
Помимо этого партнерство подразумевает, что торговый центр внимательно относится к потребностям и вопросам арендатора. Важно создать для всех арендаторов — не только якорных — комфортные условия для существования. Помимо того, что это влияет на долгосрочные отношения, это также способствует и созданию хорошей репутации торгового центра на рынке и повышению шансов на то, что к нему будут приходить новые потенциально привлекательные арендаторы.
 
Другой важный момент связан с инфраструктурой торгового центра. Лучше всего это продумывать на этапе открытия объекта, но если бизнесмен купил готовый объект, а не строил с нуля, ему приходится развивать то, что есть.
 
Очень важно убедиться, что у посетителей есть удобная и понятная система навигации, что на парковке достаточно мест, что в торговом центре есть такие «мелочи» как комната матери и ребенка, детские комнаты, банкоматы (чем больше банков представлено, тем лучше), гардероб, грузовые лифты — для многоуровневых комплексов, и так далее.
 
А если предприниматель планирует открывать торговый центр, то в первую очередь ему необходимо оценить уровень обеспеченности торговыми центрами в выбранном городе. Даже относительно миллионников сегодня складывается неравномерная картина. Например, обеспеченность торговыми центрами в Екатеринбурге — по квадратным метрам на 1000 человек — в два раза больше, чем в Перми и Волгограде.
 
Несмотря ни на что торговые центры остаются важным элементом рынка розничных продаж и точкой притяжения потребителей. Чтобы их развивать, необходимо понимать тенденции и настроения аудитории, понимать ее актуальные запросы, иметь уникальную концепцию, потому что конкуренция на рынке высокая. А главное — правильно подбирать арендаторов и формировать с ними качественные, долгосрочные отношения. Большая часть успеха торгового центра зависит именно от тех, кто его наполняет. 


Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

Торговым центрам внутри МКАД не хватает парковочных мест

Специалисты УК «Сампа» провели исследование торговых центров, которые расположены в пределах МКАД, чтобы выяснить, насколько они обеспечены парковочной инфраструктурой. Было установлено, что норматив соблюдается только в Юго-Восточном административном округе. В целом по городу на одно машиноместо приходится около 80 кв. м общей (GBA) и 40 кв. м арендопригодной (GLA) площади. Это почти вдвое выше рекомендованных показателей. 
04.07
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: ТЦ теряют самостоятельность

По прогнозам международной консалтинговой компании Nikoliers, более половины заявленных к вводу ТЦ в 2024-2026 гг. в Московском регионе будут открыты в составе МФК, ТПУ и ЖК. За первые шесть месяцев 2024 года в Москве и городах-спутниках открылись 7 торговых центров общей арендопригодной площадью 99,6 тыс. кв. м. Показатель почти в два раза превышает уровень всего 2023 года. В целом, девелоперы анонсировали к вводу в 2024 году порядка 28 торговых центров общей площадью 402,4 тыс. кв. м, однако фактический объем нового строительства может быть скорректирован.
03.07
Источник: CRE
Точка зрения

ИТ в ритейле: с модели выживания к модели развития

ИТ для ритейла давно стали необходимым инструментом совершенствования бизнес-процессов. И если до 2022 года среди крупных компаний самым популярным средством автоматизации были решения на платформе SAP - этот продукт был действительно удобным, т.к. ритейлер получал в «коробке» универсальное решение, охватывающее операционную деятельность, ведение статистики, хранение на складах и т.д. То после ухода мировых вендоров с российского рынка бизнесу пришлось искать отечественные аналоги. Ритейлеры стали чаще обращаться за заказной разработкой программ лояльности, мобильных решений и микросервисов под платформу 1С и другие импортозамещающие решения. О ситуации в сегменте рассказывает Роман Степанов, менеджер по продажам сообщество IW Group (ООО «Айдиэс Ворлд»).
01.07

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02
Источник: Coldy
Проект

Coldy может построить 320 тыс. кв. м на Дмитровской

Компания выкупает у Сбербанка 5,6 га под деловым кварталом Mirland Plaza. Если эта территория войдет в программу КРТ, девелопер сможет реализовать там крупный комплекс с жильем и офисами.
17.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre