В первом полугодии 2012 г. на рынок регионов вышло в 2,4 раза больше торговых площадей, чем за тот же период 2011 г. Во II квартале открылось 9 торговых центров площадью 509 8000 кв. м (GLA). Среди наиболее значимых проектов можно отметить OZ Mall в Краснодаре (164 000 кв. м GLA), «РИО» в Ростове-на-Дону (70 000 кв. м GLA), «Седьмое Небо» в Нижнем Новгороде (60 800 кв. м GLA). Во II квартале 2012 г. были активны девелоперские компании, развивающие сетевые проекты. Компания «РЕГИОНЫ» анонсировала новый торгово-развлекательный центр «Июнь» торговой площадью 41 000 кв. м, который появится в Омске к 2014 г. Компания «РАМО-М» добавит еще один проект к своей сети «Красная площадь». Торговый центр площадью 30 000 кв. м (GLA) будет построен в Армавире к концу 2013 г.
Кроме развития существующих сетевых проектов, во II квартале 2012 г. было заявлено о создании новых сетей торговых центров. Корпорация «ГРИНН» будет укреплять свои позиции в ЦФО: в ближайшие 10 лет планируется построить 10 торговых центров общей площадью 160 тыс. кв. м. Петербургская компания «Единые решения» планирует развивать торговые центры небольшого формата (5-12 тыс. кв. м) под брендом «Смайл» в городах с населением 100 - 500 тыс. кв. м.
Взор девелоперов все чаще обращается на небольшие города с численностью населения 300-500 тыс. жителей – на этом рынке конкуренции практически нет.
Увеличился интерес компаний и к рынку Подмосковья. В настоящий момент на территории Московской области находятся 68 классических профессиональных торговых центров площадью 1 638 500 кв. м (GLA). До конца 2012 года к открытию заявлены еще 11 торговых центров площадью 203 500 кв. м (GLA).
Согласно опросу 70 федеральных ритейлеров, проведенному экспертами Colliers, города-миллионники являются приоритетным направлением развития компаний. 53% ритейлеров хотят развивать бизнес во всех городах с населением свыше 1 млн человек, из них 61% рассматривают и все города-полумиллионники. Города с населением 500 тыс. - 1 млн жителей интересны 81% ритейлеров. В список наиболее популярных городов входят (по мере убывания интереса): Пермь (991 тыс. жителей), Томск (522 тыс. жителей), Красноярск (973 тыс. жителей), Тюмень (581 тыс. жителей), Краснодар (744 тыс. жителей), Саратов (837 тыс. жителей), Иркутск (587 тыс. жителей) и Ярославль (591 тыс. жителей).
Наиболее активные планы у магазинов парфюмерии и косметики, магазинов бытовой техники и электроники, продуктовых гипермаркетов и крупных ритейлеров, имеющих в портфеле целый набор иностранных брендов («Монэкс Трейдинг», BNS Group и др.). Менее экстенсивные планы развития у ритейлеров, предлагающих товары для дома, верхнюю одежду и меха, развлекательные центры. Компании данных профилей рассматривают города более 500 тыс. жителей выборочно, останавливаясь на наиболее интересных для них направлениях.
Для небольших региональных городов ритейлеры адаптируют формат своих магазинов. Так, «М.видео» планирует выходить в города с населением менее 150 тыс. жителей. Торговая площадь магазинов будет уменьшена до 2 000 кв. м. Похожий по площади формат планирует развивать METRO Cash&Carry: «Metro Пункты» площадью 2 100 кв. м ритейлер будет открывать в городах 250-350 тыс. жителей. Также, ранее об уменьшении формата заявляли SPAR, real,-, «Магнит» и «О’Кей».
Меж тем, Москва по-прежнему остается наиболее интересным рынком для ритейлеров, несмотря на снижение ввода торговых площадей (в первом полугодии 2012 года на рынок столицы вышло в 4,6 раза меньше торговых площадей, чем в аналогичном периоде 2011 года). В первом полугодии 2012 г. в столицу вышли британские сети товаров для детей Hamleys и Mamas&Papas (оба магазина открылись в ТРЦ «Европейский»). Магазин голландского одежного бренда Scotch&Soda открылся в ТРЦ « Метрополис». Компания «Монэкс Трейдинг» будет развивать в России марку Bath&Body Works. Магазин косметики по уходу за телом площадью около 200 кв. м уже открылся в ТРЦ «Атриум». В сентябре 2012 г. в ТРЦ «Мега Белая Дача» состоится открытие универмага Debenhams (Великобритания), а в августе 2012 г. в ТРЦ «Метрополис» примет первых посетителей магазин американской дизайнерской одежды Michael Kors.
Наибольший интерес к российскому рынку проявляют сети общественного питания. Starbucks планирует развивать в России свой новый формат – кафе для автомобилистов Seattle Best Coffee. Аркадий Новиков откроет в Москве до конца 2012 г. кафе американской сети Krispy Kreme. Планы по развитию в России озвучивали также японская Toridoll Corp., сербская Monument Group, ирландская сеть пабов Bennigans и американская сеть ресторанов быстрого питания Quiznos.
Вакантность площадей в ТЦ минимальна – около 3%. Это создает основу для роста арендных ставок (Москва занимает 6-е место в Европе), заключают эксперты Colliers.