Итоги 2012 г. на рынке торговой недвижимости: на тысячу москвичей приходится 336 кв. м

В 2012 г. основными тенденциями рынка торговой недвижимости Москвы стали: существенное сокращение темпов ввода в эксплуатацию новых ТЦ, рост числа крупных анонсированных проектов и смещение строительной активности к МКАД и за ее пределы. Согласно прогнозам экспертов Bluestone Group, последняя тенденция будет усиливаться в будущем и последующих годах – ограниченные возможности строительства в столице вынуждают девелоперов развивать новые проекты в Подмосковье и других регионах России.
5680

По данным Bluestone Group, общий объем качественных торговых площадей в Москве на конец 2012 года составил 4 млн кв.м (арендуемая площадь функционирующих ТЦ). Таким образом, обеспеченность торговыми площадями в столице составляет сегодня чуть более 336 кв. м на тысячу жителей (или 0,336 кв. м на каждого москвича) – по-прежнему значительно меньше показателей большинства крупных европейских городов.

В 2012 г. в Москве и прилегающих к ней районах было введено в эксплуатацию 10 торговых центров совокупной площадью 160 000 кв.м (арендуемая площадь – GLA). В целом объем ввода торговых площадей в столице сократился, по сравнению с предыдущим годом, на 21%.

На 2013 г. в Московском регионе заявлен ввод свыше 600 000 кв.м арендуемых торговых площадей (12-13 крупных объектов с торговой функцией). Учитывая опыт прошлых лет, можно предположить, что открытие целого ряда проектов будет перенесено на 2014 год. Обычно за год вводится не более 50-60% заявленных в начале года площадей, отмечают эксперты Bluestone Group.

Среди крупных торговых объектов, запланированных к открытию в 2013 г., стоит отметить следующие: «Vegas Крокус Сити» и «Vegas Кунцево», ТРЦ «Гудзон» на Каширском шоссе, Fashion House Moscow на Ленинградском шоссе, ТРЦ «Весна» в Алтуфьево.

По данным Bluestone Group, в 2012 г. активность розничных операторов, как российских, так и зарубежных, и ограниченный прирост нового предложения привели к снижению доли свободных торговых площадей в среднем по Москве до 4%. В наиболее популярных ТЦ действуют листы ожидания.

Арендные ставки на площади в торговых центрах Москвы выросли по итогам года на 5–7%, при этом ставки по-прежнему варьируются в очень широких диапазонах: от $150 до $4500 за кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов), в зависимости от месторасположения ТЦ, профиля арендатора и занимаемой площади.

Что касается помещений формата street retail, то здесь на фоне практически полного отсутствия нового предложения, особенно на центральных торговых улицах города, доля вакантных площадей продолжила снижаться и составила к концу года от 0,5% до 2%, в зависимости от района. Ставки аренды в сегменте street retail по итогам 2012 г. в среднем составили от $600 (в спальных районах) до $3000 (в пределах Садового кольца) за кв.м в год. В наиболее популярных торговых коридорах ставки достигают $15000-20000 за кв. м в год. 



журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre