«Шевеление началось», говорят российские гости. Ритейлеры, девелоперы, и в меньшем количестве инвесторы энергично перемещаются по экспозиции, проводят переговоры, интересуются новыми проектами. Как не было уже давно. «Впервые за последние три года МАПИК по-настоящему работает, - отметил Максим Карбасникофф, директор по Европе, России и СНГ, начальник отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle. – Есть большая активность со стороны новых ритейлеров, в том числе и международных».
JLL представил московский проект Авиапарк, который компания начинает продвигать на рынок. Проект был куплен AMMA Development у Х5, которая пыталась реализовать его 7 последних лет. Теперь за него возьмется команда выходцев из IKEA/Mega. Несмотря на кризисные заявления игроков и экспертов рынка, что теперь время масштабных проектов ушло, Авиапарк займет 240 тыс кв. м.
Регионы Девелопмент привезли возрожденный мытыщенский «Июнь» на 140 тыс. кв. м. Решение о возобновлении работы над проектом девелопер принял в частности и из-за отказа ИКЕИ строиться в Мытищах. «Не сказал бы, что для столицы – этот проект большой, - прокомментировал генеральный директор УК "РЕГИОНЫ-Менеджмент" Георгий Найденов, - Хотя в регионах, я думаю, в течение ближайших 5-7 лет формат более 40 тыс кв.м. вряд ли будет иметь успех».
Впрочем, региональные девелоперы рассматривают перспективы местного ритейла более оптимистично. Екатеринбургский TEN Development планирует начать строительство крупного ТЦ, вернувшись к докризисному проекту. Скорректировав проект, девелопер не только не уменьшил торговые площади, а, наоборот, увеличил.
Также смело планируют большие ТЦ и в других регионах. Пермский Imkom Invest привез ритейл-проект на 167 тыс кв.м. Впрочем, он пока только в проекте, строительство еще не началось. Собственник участка предпочел бы продать его внешнему инвестору или девелоперу, но в случае неудачи готов рассматривать и вариант совместной реализации.
Как отметил один из западных инвесторов, заинтересованный во вложениях в Россию, «видно, что сейчас все русские приехали работать, привезли реальные проекты, и интересуются не только ночной жизнью и весельем, как это было раньше».
7000 игроков рынка ритейла из 60 стран мира сегодня обсуждали и пытались понять новые правила игры в изменившемся мире. Что происходит сегодня на российском рынке, какие стратегии будут работать в ближайшем будущем – эти вопросы завтра обсудят участники Русского завтрака в рамках выставки торговой недвижимости МАПИК в Каннах.