О недвижимости, дизайне и новых технологиях

15–17 мая в Москве в центре дизайна Artplay прошло мероприятие, посвященное недвижимости, дизайну и новым технологиям – OfficeNext Moscow. В течение трех дней для профессионалов отрасли работала выставка OfficeNext Trends, а также проходила конференция OfficeNext Talks. Завершала мероприятие торжественная церемония награждения премией Best Office Awards. Какие форматы офисной недвижимости Москвы будут пользоваться у арендаторов спросом в 2012–2013 годах и почемy? Какие требования к рабочим пространствам предъявляет поколение «Y»? Актуальны ли в сегодняшних экономических условиях экопроекты и каким арендаторам они интересны? Это и многое другое обсудили эксперты рынка недвижимости и арендаторы на площадке форума OfficeNext Talks.
2607
Автор: Мария Акбулякова, Татьяна Ломакина
Новой формации людей – новые офисы. Эта тема неоднократно обсуждалась в рамках деловой программы мероприятия. Поколение «Y» – мобильные, не желающие целыми днями сидеть в офисе люди. Они – активны, динамичны, ценят социальную ответственность работодателя и приветствуют его экопроекты. Для них традиционные пространства офисов и бизнес-центров уже не оптимальны. На первый план выходят мобильные рабочие места, разноплановые пространства внутри БЦ, комфорт и новые технологии.
Децентрализация рынка коммерческой недвижимости – еще одна большая тема. В связи с ограничением строительства в центре столицы сегодня реализация проектов коммерческой недвижимости ведется и за Садовым кольцом, и за ТТК, и за МКАД (доля сделок от Садового кольца до МКАД – 56 % от общего количества, подсчитали в Jones Lang LaSalle). Вместе с тем в зоне «Большой Москвы» активность пока не наблюдается и вряд ли в ближайшее время будет – политические решения, подобные этому, не всегда обоснованы реальной рыночной конъюнктурой, поясняют эксперты.
А вот что обосновано рынком и экономической целесообразностью, так это перенесение бэк-офисов компаний в регионы. Арендные ставки и стоимость рабочей силы там в несколько раз ниже. Кроме того, существуют специальные экономические зоны – подмосковная Дубна, Санкт-Петербург, Томск, Зеленоград, в которых налоговая нагрузка близка к нулю.
Еще одним сегодняшним трендом специалисты называют увеличение требовательности арендаторов – они тщательнее подходят к выбору объекта и учитывают не только месторасположение, но и технические параметры здания, статус и репутацию девелопера проекта, наличие дополнительных услуг на объекте и т.  д.
Офисы для креативного класса активно обсуждались участниками мероприятия во второй день форума. «Что такое креативный класс? – Это люди, мотивация к работе которых состоит прежде всего в самовыражении, а не в материальных благах, – рассказала Инна Прилежаева, директор проектов «Ассоциации менеджеров культуры». – Какая среда привлекает креативный класс? Среда, где есть дух места, где есть возможность быстрых коммуникаций, активного взаимодействия». Сергей Десятов, генеральный архитектор и директор центра дизайна ARTPLAY, рассказал о своей площадке, о том, как промзону превратить в творческий кластер, какой тип арендаторов привлекать к подобным проектам и как это делать. «Я не верю в искреннюю любовь к красному кирпичу, которая перевешивает экономическую эффективность. Проект ArtPlay – это проект в том числе и про деньги», – подытожил эксперт. Алексей Богданов, партнер S.  A. Ricci, рассказал о структуре спроса на офисы и шоу-румы со стороны креативного класса. «В лучшем случае он составляет 5–7% от всего спроса на подобную недвижимость в Москве. Предложение тоже невелико – 450 тыс. кв. м арендуемой площади. В структуре всего предложения это около 4%. Но потенциал роста данного предложения очевиден», – уверен эксперт.
Завершилась трехдневная деловая программа торжественной церемонией награждения победителей Best Office Awards. Ежегодная национальная премия за лучшие решения бизнес-пространства присуждается в 11 номинациях. Со списком победителей премии можно ознакомиться на официальном сайте организатора.

Коментарии (0)


Поделиться

22065

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre