За последние две недели заметно опустели полки во всех магазинах «самохвал» (всего 60 в Москве и области) и московских магазинах «Мосмарт» (во всех регионах их 83, включая 10 гипермаркетов), обратили внимание аналитики Prosperity Management и «Ренессанс Капитала», пишет «Коммерсантъ».
Корреспондент издания лично убедился в этом, побывав в нескольких магазинах сетей. В двух московских «Самохвалах» и в трех подмосковных — в Дзержинском и Долгопрудном — отсутствуют почти все товарные категории, за исключением соков и некоторых молочных продуктов. На дверях двух магазинов в Дзержинском вывешено объявление, что они готовятся к закрытию. В «Мосмарте» на Дмитровском шоссе особенно заметно отсутствие замороженных продуктов: ценники на продукцию «Дарья», «Морозко» и др. висят над пустыми контейнерами. Подсолнечное масло представлено только двумя производителями — «Эфко» и WJ, отсутствует весь ассортимент кофе Nescafe (кроме позиции «без кофеина») и т. д.
Директор по работе с федеральными сетями Corrado Group (производитель плодовоовощной продукции) Александр Луньков подтвердил остановку поставок в «Самохвал» и «Мосмарт» с октября. По его словам, эти сети имеют большую просроченную дебиторскую задолженность перед его компанией. Прекращение отгрузки в «Самохвал» по той же причине подтвердили в «Русском молоке», «Царьграде» (дистрибутор снековой продукции), ТД «Солнечные продукты» (масложировая продукция), ГУП «Агрокомбинат «Южный»» (свежие овощи), «Инко» (дистрибутор и производитель товаров глубокой заморозки), «Айсбите» (производитель свежезамороженных овощей и фруктов). Все они говорят, что решение было принято после того, как «Самохвал» попросил заморозить их долги до февраля 2009 года.
О приостановке поставок в «Мосмарт» сообщили в «Солнечных продуктах», «Инко», Corrado, РОК (рыбная гастрономия). Источник, близкий к «Нидану», говорит, что «Мосмарт» попросил увеличить отсрочку еще на 30-45 дней, «поэтому сейлзам дана установка не отгружать товар».
Пресс-секретарь «Мосмарта» Евгений Сухарников согласился, что «в ассортиментной матрице сети временно отсутствуют некоторые бренды», но их замещают другие торговые марки этих категорий. А отсутствие замороженных продуктов он объяснил тем, что производители «необоснованно подняли на них цены». В «Самохвале» получить комментарий не удалось.
«Мосмарт» контролируют его основатели Михаил Безелянский и Андрей Шелухин. выручка в 2007 году — $748 млн.
Оборот группы компаний «Самохвал» в 2007 году — более $310 млн. Принадлежит президенту группы Дмитрию Кувшинову.
«Мосмарт» и «Самохвал» традиционно работали «на самых длинных отсрочках», говорят производители. Получить средства от «Самохвала» они надеются через суд: с августа к сети зарегистрировано уже более 40 исков. «Мосмарт» может платить, но «им необходимо на это много времени, которое не готовы сейчас предоставить производители», говорит представитель «Инко». «Сейчас мы решаем, возобновлять поставки или нет»,— отмечает дистрибутор.
«Сети всегда развивались частично на кредиты поставщиков. И если еще два месяца назад мы были готовы пойти им навстречу и увеличить отсрочки по платежам, то сейчас вопрос стоит уже не о цене денег, а об их наличии», — огорчен коммерческий директор «Русского молока» Алексей Егоркин. Топ-менеджер РОК говорит, что не может работать с отсрочкой более 30 дней, хотя сети просят 50-90. «Сейчас начинается переговорная кампания на 2009 год, и, например «Патэрсон» просит 80-дневную отсрочку платежей. Мы откажемся», — говорит он. «Более финансово устойчивые сети, такие как «Седьмой континент», x5 Retail Group (»Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), «Виктория», тоже увеличили отсрочки, но «хотя бы платят в срок»», - говорит гендиректор «Агрохолдинга «Южный»» Эльмира Кенжева.
Гендиректор х5 Лев Хасис называет полупустые полки опасным явлением: каждая разоряющаяся сеть тянет за собой большое количество средних и небольших отечественных поставщиков. «По цепочке они тоже могут оказаться на грани банкротства, в конечном итоге пустые полки могут быть и у нас», — заключает он.
не указано
Торговые сети остались без продуктов
Не все поставщики могут согласиться на условия, которые из-за кризиса ликвидности предлагают им ритейлеры. Например, на увеличение отсрочки по оплате с 30 до 60-90 дней.
15.10.2008
5508