Георгий Найденов: ритейлеры действуют непродуманно

Генеральный директор управляющей компании «Регионы-Менеджмент» в интевью CRE News (полная версия).

3398
Автор: CRE News

CRE News: Георгий, вы недавно вернулись из поездки на MAPIC. Вы бы поехали туда, если бы участие не было заранее оплачено?

Георгий Найденов: Конечно, поехал бы, потому что MAPIC -  это та выставка,  то мероприятие, которое важно само по себе. Оно не зависит от того, кризис на рынке или нет. Более того, я считаю, что данный MAPIC, последний, был для нас наиболее интересен из всех последних, которые были.  Обычно приезжает в три раза больше участников, в три раза больше выставляется стендов. Скажем, так: за те два с половиной - три дня, которые проходит выставка, реально глубоко, интересно, долго и плодотворно пообщаться с коллегами не получается. С одной стороны, в этот раз участников было мало. С другой стороны,  удалось глубоко пообщаться с теми, кто был на выставке.

CRE News: А в Москве пообщаться нельзя?

Георгий Найденов: можно, но, как ни странно, получается, что проще с некоторыми коллегами встречаться на MAPIC.

CRE News: Но на MAPIC прежде всего ищут инвесторов, партнеров…

Георгий Найденов: Девелоперы в основном ищут партнеров, ищут новые проекты, ретейлеры ищут новых девелоперов или старых  девелоперов с новыми проектами, а девелоперы ищут какие-то марки и каких-то  партнеров. Тем не менее, 50 % времени уходит на то, чтобы утвердить какие-то кондиции с уже известными марками, известными партнерами, поговорить с ними о будущих проектах. Скорее всего, участие просто подтверждает статус, успешность, твое присутствие на рынке. Такой принцип: не приехал на выставку, значит, все плохо. Приехал даже из последних сил, - вроде, как все хорошо. А с другой стороны – это возможность пообщаться в более спокойной обстановке, чем это может произойти в Москве с уже известными арендаторами, операторами и наметить какие-то планы развития.

CRE News: Многие крупные игроки рынка заявляли, что не поехали бы сюда, если бы все не было проплачено заранее.

Георгий Найденов: Да, и невозможно отменить депозиты за те же самые стенды, за гостиницу.  Мне кажется, приезжать ради того, чтобы отработать какие-то деньги, - это не совсем  правильно. Всегда надо находить какие-то выходы, варианты наиболее эффективной работы даже на выставке, которая, может быть, и не самая полная по формату.

CRE News: Заявления, которые вы там делали, были достаточно громкими. Вы сказали на Русском Завтраке, что ритейлеры ведут себя аморально.

Георгий Найденов: Скорее, их поведение не аморальное, а немотивированное. То есть те ритейлеры, которые на сегодняшний день, как известно, пытаются сбиться в кучу, создать какие-то пулы,  создать какие-то совместные меморандумы, они действуют достаточно спонтанно, достаточно резко и непродуманно, на мой взгляд. Во-первых, все эти пулы, меморандумы и собрания  появились недавно, появились две-три недели назад, и в них входят достаточно разносторонние операторы. С разными интересами, с разными профилями, - там есть  и аптеки, есть и операторы спорттоваров, есть и гипермаркеты, есть и операторы одежды, fashion- группы, сотовые компании. В общем, много разнопрофильных людей с разным нормативным уровнем ментальности, с разной проблематикой, с разными интересами по развитию в  регионах.

CRE News: Но проблематика-то одна…

Георгий Найденов: Проблематика одна – падает прибыль. Но она в каждом сегменте падает по-разному. Поэтому, когда, например, аптека объединяется с магазином одежды и они приходят просить одну и ту же скидку, это выглядит, по меньшей мере, некорректно.

CRE News: Но они так весомее выглядят.

Георгий Найденов: Понимаете, если они собрались и выступили единым фронтом, они нисколько не лучше донесли эту проблему. Потому что об этой проблеме пишут в газетах, говорят по телевизору, мы сами чувствуем эту проблему, потому что мы сами апеллируем торговыми комплексами, и до нас не нужно каким-то дополнительным образом доносить эту проблему.  Мы  прекрасно, гибко общаемся с каждым из операторов на рынке. Мы готовы выслушивать его в индивидуальном порядке. Мы готовы идти на какие-то послабления, на какие-то шаги в его сторону, понимая его проблему, но, только тогда, когда оператор приходит и аргументированно доказывает свою позицию. Тогда это диалог, тогда это понятная структура взаимоотношений. Невозможно договариваться со списком, невозможно договариваться со всем рынком, как с неким набором операторов. Есть смысл договариваться в каждом случае  индивидуально, это нормальный переговорный процесс.

CRE News: То есть вы хотите сказать, что скидку вы готовы давать каждому индивидуально.

Георгий Найденов: Мы готовы обсуждать ее индивидуально с каждым и, если оператор готов доказать нам, что она нужна ему именно сейчас, то мы готовы ее давать.

CRE News: А какие весомые доказательства?

Георгий Найденов: Реальное падение оборотов, отсутствие подтвержденных кредитов на развитие  у этого оператора  или на пополнение оборотных средств. Но подтвержденные данные, когда мы это действительно видим, когда это доказательно, а не когда это общее движение, в котором все вдруг пришли поучаствовать.

CRE News: Я приведу еще одну цитаты. Андрей Закревский сказал, что региональный рынок умер. Вы согласны с этим утверждением? Может быть, пришло время честный заявлений?

Георгий Найденов: Что касается рынка торговой недвижимости или регионального ретейла… я не думаю, что он умер. Я думаю, что федеральные ритейлеры в определенном смысле затормозились в развитии, что вполне понятно. Люди не получают кредитов, неизвестно, получат ли они их. Но это не значит, что он умер, это значит, что темпы развития упали у многих. Многие, наверное, вообще, закроют свое развитие в регионах, но я бы не говорил в целом так о рынке. Есть достаточное количество компаний, которые подтверждают свое желание региональных экспансий, открытия новых проектов, имеют на сегодняшний день либо подтвержденные кредиты, либо накопленные собственные средства. Да, они не так активно будут открываться в следующем году, но, тем не менее, они не заявляют, что уходят с региональных рынков вообще.

CRE News: А ваша компания как себя чувствует на региональном рынке?

Георгий Найденов: Где же нам себя еще хорошо чувствовать, как не в регионах? На региональных рынках мы достаточно стабильно себя чувствуем. На сегодняшний день у нас есть действующий комплекс в Санкт-Питербурге, мы в конце декабря открываем комплекс в Красноярске.
Есть еще 2 проекта – это проект в Череповце, открытие которого запланировано на июнь следующего года, и в Уфе, открытие которого запланировано на конец лета – август, может быть – сентябрь.

CRE News: А на эти проекты как влияет кризис?

Георгий Найденов: Влияет только тем образом, что, если мы не подтвердим пополнение кредитного портфеля, то мы их будем достраивать на собственные средства, которые у нас есть.

CRE News: Какой ваш прогноз на развитие кризиса?

Георгий Найденов: Я думаю, что основная масса проблем на рынке ритейла нас ждет весной. Сейчас пока многие ритейлеры не видят реального падения оборотов. Более того, компании, которые занимаются подсчетом количества посетителей в комплексах, показывают явно рост посещаемости.

CRE News: Это вполне понятно, сейчас все готовятся к Новому Году.

Георгий Найденов: Да, это сезон, реальных падений нет. Я думаю, что весной нам придется садиться еще раз за стол переговоров с арендаторами и вырабатывать какие-то более серьезные решения.

CRE News: То есть вы считаете, что пик кризиса придется на весну?

Георгий Найденов: Да.
CRE News: А ниже никуда не упадет?

Георгий Найденов: Я говорю, что дно будет весной. А вот сколько продлится это дно…

CRE News: А поддон после весны еще обнаружится летом или осенью?

Георгий Найденов: Все-таки весна будет крайней точкой падения, мы и так уже упали достаточно серьезно. Другой вопрос, что это пока еще не сильно отразилось на рынке ритейла. Весной и посмотрим. Я надеюсь, что весной будет дно, а поддон мы не увидим никогда.


Коментарии (0)


иГРОКИ РЫНКА

Найденов Георгий

Поделиться

5959

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

подпишись НА эксклюзивные новости cre