Отели Москвы теряют клиентов и снижают цены, но остаются самыми дорогими в мире

Загрузка московских гостиниц и средняя стоимость их номеров снизилась в октябре—декабре 2008 года — впервые за последние шесть лет.
2424
Автор: CRE
Гостиничный рынок в Москве в четвертом квартале 2008 года показал рекордное падение спроса и доходности: по сравнению с аналогичным периодом 2007 года загрузка номеров снизилась на 14 процентных пунктов (в декабре в среднем ценовом сегменте составила около 52%), а показатель RevPar (доход на номер, рассчитывается с учетом загрузки и средней цены продажи номеров) сократился на 13% (в декабре в среднем ценовом сегменте составил около 1,89 тыс. руб., в верхнем — 4-4,4 тыс. руб.), говорится в исследовании Colliers International.
Средняя цена номера (ADR), по мнению аналитиков, в октябре—декабре 2008 года выросла на 1,15%. Но в Jones Lang LaSalle, также отметившем недозагруженность гостиничных номеров, напротив уверены, что в ноябре ADR впервые упала — на 4,5% в рублях и на 18% в долларах (до $315). «По предварительным данным, в декабре ADR также снизилась примерно на 15% в долларах», — отмечает старший вице-президент JLL Марина Смирнова. С 2002 года, говорит она, средняя цена номера всегда росла.
Показатели по году выросли только за счет первых трех кварталов, в течение которых гостиничный рынок в России еще не ощущал финансового кризиса, добавляют в Colliers International: RevRar увеличился на 13% против прогнозировавшихся 17%. В целом по итогам 2008 года загрузка гостиниц в среднем по рынку составила около 70%, ADR — 5,655 тыс. руб., RevPAR — 3,959 тыс. руб.
Падение спроса на столичные гостиницы началось в октябре, отмечают эксперты. По данным JLL, в верхнем ценовом сегменте (»четыре-пять звезд») загрузка упала в сравнении с октябрем 2007 года с 81,8 до 72%, в среднеценовом (»три звезды») — с 83 до 71,9%. По подсчетам Colliers International, по сравнению с октябрем 2007 года загрузка в среднем по всем сегментам упала на 5%. Эта тенденция усилилась в ноябре, несмотря на наступление сезона высокого спроса: по данным JLL, в верхнем ценовом сегменте загрузка составила всего 61% (против 75,2% в ноябре 2007 года), а для категории «три звезды» — до 63% (78%). В декабре загрузка в высоком ценовом сегменте, по предварительным данным аналитиков, составила всего 55% (в декабре 2007 года — 66,3%), а для «трех звезд» — 51% (70%).
Такая ситуация сложилась в Москве несмотря на то, что последние несколько лет в столице наблюдается острый дефицит гостиничных площадей и она была признана одним из самых дорогих городов мира по стоимости номеров. Так, на середину 2008 года эксперты оценивали дефицит в люксовом сегменте в 1 тыс. номеров, а в среднем — 8-9 тыс. номеров. Мэр Москвы Юрий Лужков в 2004 году принял программу размещения гостиниц в Москве до 2010 года, по которой должно было быть построено отелей общим количеством номеров 61,66 тыс., в основном нелюксового сегмента. Сейчас, по данным Росстата, общий объем номерного фонда столицы составляет около 34 тыс. номеров. Из них «современного формата» (»четыре-пять звезд» и реконструированные «три звезды») не более 10 тыс., отмечает госпожа Смирнова. Она добавляет, что с 2004 года по сегодняшний день открыто отелей с фондом около 2,5 тыс. номеров, при этом количество выбывших номеров было более существенным: в 2006 году закрылась гостиница «Россия» (3,5 тыс. номеров), в 2007-м — гостиница «Украина» (1,017 тыс. номеров). В 2009 году также ожидается ввод гостиничного фонда меньше запланированного: прирост должен был составить 2,5 тыс. номеров, но уже сейчас новый фонд уменьшен более чем вдвое (см. таблицу).
Даже хорошо, что новые гостиницы будут открываться медленнее, «потому что падение загрузки и доходности в 2009 году, очевидно, продолжится», считает Марина Смирнова. Она прогнозирует загрузку в январе ниже 50% (в январе 2007 года в сегменте «четыре-пять звезд» загрузка была 52%, «трех звезд» — 63%), что сравнимо с уровнем послекризисного 2001 года. В худшем случае, говорит она, к апрелю стоимость номера может снизиться на 25-30% в долларах и на 7-10% в рублях, пишет «Коммерсантъ».
«Мы ожидаем тяжелый год: первые два квартала покажут дальнейшее падение спроса, а потом начнется постепенная стабилизация», — считает замгендиректора ООО «Балчуг» Александр Бобылев. Он отмечает, что в октябре—декабре 2008 года его компания получила доход на 20% меньше, чем ожидалось, по большей части за счет уменьшения числа частных туристов, которые составляют самую дорогую клиентуру. «В сентябре—октябре кризис еще не сказался на въездном рынке, но в ноябре и декабре поток резко сократился. Отели слишком поздно отреагировали на ситуацию, пересмотрев расценки только к концу декабря», — посетовала гендиректор туроператора «Тари Тур» Марина Левченко.



Поделиться

6507

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre