«Классификация торговых центров – актуальный и необходимый инструмент, который вовремя приходит на рынок. Создания стандартов оценки качества торговых центров придаст развитию рынка дополнительный импульс», - сказал Александр Борисов, председатель комитета по развитию потребительского рынка РТПП.
Проект «Классификация торговых центров» разработан компанией Watcom Group совместно c РСТЦ. В разработке стандартов и критериев также приняли участие ряд девелоперских и консалтинговых компаний в сфере торговой недвижимости, а также несколько крупных розничных сетей. Как сообщают «Ведомости», проект РСТЦ и Watcom был представлен на MAPIC в ноябре 2010 г. и сейчас проходит тестирование на 15 ТЦ России. «90% пунктов не вызвали существенных возражений при тестировании», — сообщает Watcom.
Денис Соколов из Cushman & Wakefield, Олеся Черданцева из Jones Lang LaSalle и другие эксперты отметили: РСТЦ с 2008 г. проделал огромную работу. Но даже они сомневаются в том, что подобную классификацию можно будет провести в Москве. «Никто из владельцев не откроет финансовых потоков», – говорят консультанты.
«Аналитикам собственники эту информацию открывают. Даже если данные о финансовых потоках не раскрываются, классификация может быть проведена по другим блокам», – возражает Скороходов. По его словам, в Москве готовы уже сейчас пройти классификацию «Золотой Вавилон – Ростокино», «Охотный Ряд», «Тройка», «Ритейл-парк» и «Галерея Аэропорт».
«Единственный критерий качества ТЦ – его способность генерировать продажи. А это далеко не в первую очередь зависит от самого здания», – рассуждает Соколов. «Торговый центр, не относясь к классу А по техническим характеристикам, может быть весьма успешным», – говорит Ольга Збруева из компании Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate. С другой стороны, «для владельца и инвестора класс — основа для торга. То есть ставка капитализации по классу А всегда должна быть ниже, чем по более низкому классу. А полпроцента разницы в ставке — это $2 млн разницы в цене. Может получиться так, что торговые центры с хорошим потоком, но не удовлетворяющие высшим требованиям, будут оцениваться ниже, а те, которые совершенны с точки зрения классификации, но не обеспечивают хороших продаж, — выше», опасается Соколов. «Не всегда класс ТРЦ будет соответствовать ставкам, как это происходит в офисной недвижимости», — уверена Галина Малиборская из Colliers International.
Рейтинг
В России разработана классификация торговых центров
Для создания цивилизованного рынка ритейла в России необходимо создание системы сбалансированных индикаторов качества торговых центров, считают в комитете по развитию потребительского рынка РТПП.
25.04.2011
5855