Анна Данченок, руководитель практики стратегического консультирования в секторе недвижимости, PwC в России, о перспективах отдельных сегментов коммерческой недвижимости

Безусловно, влияние текущей ситуации на отрасль колоссальное, однако, степень воздействия разнится в зависимости от сегментов:

Итак, самая тяжелая ситуация у гостиниц и ресторанов.

Снижение загрузки при наличии большой доли постоянных расходов привело к закрытию значительной доли отелей. Однако урок Китая показывает, что большая часть отелей открылась обратно уже через два месяца. Загрузка в первые две недели после открытия выросла на 20 п.п. - с 10 до 30%, а лучше всего справились с восстановлением именно демократичные отели.

В России в то же время если меры по приостановке распространения будут эффективными, то возможно уже к осени мы увидим восстановление загрузки до 30-40%, особенно на фоне дешевого рубля.

Из дополнительных мер, которые могут использовать отели в период восстановления спроса - временная переориентация на долгосрочное проживание, использование доставки для повышения рентабельности службы F&B, проведение мероприятий более мелкого масштаба.

Ретейл

Закрытие торговых центров, по сути, поставило этот сегмент на одну ступень с гостиницами. В западной практике уже есть примеры, когда арендодатели пошли на уступки, предоставив арендные каникулы торговым операторам на два месяца. Думаю, так или иначе арендаторы будут стараться согласовать с владельцами определенные льготы - будь то снижение арендной платы (или фиксированных платежей), арендные каникулы или как минимум отсутствие платежей за обслуживание (OPEX). Спрос на торговые площади может восстановиться достаточно быстро по мере восстановления трафика. От момента открытия ТЦ до отскока трафика на первоначальные докризисные позиции может пройти не более 1-2 месяцев в зависимости от того, насколько серьезными будут ситуации с повторными вспышками проявлений болезни (скорее всего, этот процесс будет неоднороден для разных регионов).

Ключевой «месседж» происходящего для всего ретейла - развитие омниканальности, а для ТЦ - совершенствование концепции за счет неторговых операторов и сервисов. Ведь практика показала (особенно тем, кто не был до этого клиентом онлайн-магазинов), что покупку товаров можно осуществлять через интернет, а значит, для того чтобы по-прежнему ходить в ТЦ, покупателю нужен дополнительный стимул.

Офисы

Офисы всегда были достаточно устойчивым сегментом с точки зрения сохранения позиции арендодателя в том числе в условиях кризиса (вспомним 2009 или 2014 гг.). Стоит сказать, что у владельцев бизнес-центров есть неоспоримые аргументы для удержания такой позиции и сейчас: договоры в классе А и Б+ заключены на длительный срок, а большая часть арендаторов не прекратила работу полностью и имеет возможности по уплате аренды. Другое дело, что рынок в целом меняется по отношению к меньшей зависимости от офисного помещения, и все это понимают, учитывая, как оперативно все перешли на удаленную работу. В этой связи, чтобы оставаться конкурентоспособными и удержать арендаторов в качестве долгосрочных партнеров, арендодателям все же придется идти на какие-то уступки, будь то отмена OPEX на период кризиса или другие преференции.

Что касается уроков на будущее, то бизнес-центры уже сейчас должны задуматься о том, как в условиях возможности работы «на удаленке» и в будущем сокращения потребности в офисных помещениях предлагать арендаторам дополнительные сервисы, увеличивая добавленную стоимость своего brick&mortar.

Также ясно, что и банки в свою очередь будут вынуждены идти на уступки, и, в конечном итоге, совокупный ущерб, нанесенный отрасли, будет распределен более или менее ровно среди всех участников рынка.

Хочется верить, что это время, помимо негативных последствий для выручки и операционных показателей компании, также принесет и свои позитивные плоды - адаптация компаний к новым моделям работы («удаленка», омниканальные продажи, быстрая трансформация сервисной линейки - все то, что традиционно не считается сильной чертой игроков рынка недвижимости как одного из наиболее инертных секторов экономики.

2020-04-08 19:07:25

Источник
03.04.2020

Коммерческой недвижимости дадут отсрочку

Премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о новых мерах поддержки бизнеса.



подпишись НА эксклюзивные новости cre