Промышленная архитектура двух столиц

Фабричная архитектура традиционно притягивает взор своей своеобразной красотой и каким-то средневековым колоритом. Говорят, что первые архитекторы, строившие фабрики и заводы, брали за основу известные европейские замки и крепости. Только вместо донжона они возводили здание заводоуправления, бойцовые башенки заменяли на дымоотводные трубы, а в цехах, больше напоминавших казармы, свет через бойницы падал на станки, а не на доспехи. Вероятно, отсутствие на территории России средневековых замков наводило архитекторов на мысль воссоздать их внешний облик в промышленной архитектуре.

1342
Автор: Егор Одинцов

В Европе и США фабричные постройки старше 30 лет – редкость. Подавляющее большинство старых промышленных зданий превращено в галереи, выставочные залы, развлекательные центры и музеи. Модельеры проводят показы в бывших трамвайных депо, собрания современной живописи выставляются в отреставрированных железнодорожных пакгаузах, дискотеки проходят в индустриальной обстановке бывшего автомобильного завода. Так, многие ночные клубы Берлина расположились именно на старых заводских территориях. А промышленные предприятия по всей Европе переселяются в новоотстроенные цеха с более благоприятными условиями труда, в том числе и с экологической точки зрения.
Россия до самого недавнего времени и в этом вопросе следовала своим путем. Основу заводских помещений составляли постройки 25–100-летней давности. И это не предел: в Москве насчитывается несколько десятков производств, функционирующих в постройках, отпраздновавших 150-летие! И лишь в конце XX века, в основном на территории филиалов западных компаний, стали появляться современные с экономической, архитектурной и экологической точки зрения цеха.

Москва, несмотря на свой статус мегаполиса с исторически развитой промышленностью, бедна заводскими объектами, интересными с точки зрения архитектуры. Ныне в столице насчитается всего лишь 200 промышленных построек, включая вокзалы, мосты, депо, пожарные каланчи, обладающих хоть какой-то архитектурной ценностью. Кроме того, многие из этих зданий спрятаны за высокими бетонными заборами и не известны широкой архитектурной общественности. Парадоксальным образом в промышленной архитектуре не оставил следов конструктивизм – пожалуй, единственный значимый архитектурный стиль, созданный в России. Среди общественных и жилых зданий, построенных в конструктивистском стиле, нет фабрик, хотя строгие, лапидарные, с большими объемами и огромными окнами конструктивистские постройки как нельзя лучше подходят для промышленных помещений. В 50—60-е годы XX века при строительстве новых цехов или заводов учитывалась исключительно функциональная, а никак не эстетическая архитектурная составляющая. Фактически в фабричной архитектуре возникла гигантская лакуна – с 1917-го по конец 90-х годов XX века. Построенные в этот период в Москве новые интересные объекты можно пересчитать по пальцам. Все остальное, несмотря на регулярное присуждение государственных премий по архитектуре, более напоминает гигантские бараки или ангары (например, здания завода «Москвич» или завода имени Орджоникидзе). И, что интересно, значительная часть производств по-прежнему базировалась в дореволюционных постройках. Под фабрично-заводское производство была отдана большая часть церковных помещений – храмов и монастырей, многие из которых до сих пор так и не возвращены Церкви.
Среди упомянутых выше двухсот объектов промышленной архитектуры особенно выделяются несколько зданий. Это пожарные колокольни – на Соколе и в Сокольниках, комплекс построек пивоваренного завода им. Бадаева, Даниловская мануфактура. Но самой «образцовой» из фабричных построек можно считать величественный комплекс кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (бывшая фабрика «Эйнем»). Вместе со зданиями «Голутвинской слободы» на Якиманской набережной в Замоскворечье и бывшей галереи Цветкова на Пречистенской набережной они составляют величественный памятник промышленной архитектуре начала XX в., не теряющийся даже на фоне восстановленного храма Христа Спасителя. У каждого из этих зданий своя судьба – иногда счастливая, иногда трагическая.
Здание галереи Цветкова являет собой пример не слишком удачного стечения градостроительных и политических обстоятельств. Иван Цветков – банкир, меценат и филантроп – был одним из тех российских коллекционеров, чьи собрания картин составили основу столичных музеев. Следуя примеру Третьякова и Морозова, Цветков выстроил особняк-галерею в псевдорусском стиле с элементами «кирпичной» разновидности фабричной архитектуры (в проекте принимал участие художник Василий Васнецов). Галерея была открыта в 1915 г., а в начале 1918 г. национализирована советской властью. Коллекцию передали в московские музеи, в основном в Третьяковскую галерею, а само здание стало использоваться как жилые и общественные помещения. В начале 70-х годов в этом краснокирпичном доме разместились французское торгпредство и общество «Нормандия – Неман».
Если смотреть на город с Крымского моста, галерея Цветкова будет слева, а в центре, подобно гигантскому кораблю, на простор Москвы-реки выплывает огромное сооружение – кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Фасад фабрики, выходящий на стрелку Водообводного канала, а также основные корпуса были построены в 1912 г. для знаменитой российской кондитерской фабрики «Эйнем» и представляют собой классический образец промышленной застройки эпохи модерна. Огромный комплекс построек, общая площадь которых в начале XX в. составляла 60 тыс. кв. м, отнюдь не выглядит громоздко. Здание, выполненное из красного кирпича – основного материала промышленной архитектуры, украшено многочисленными декоративными элементами, число которых, впрочем, тщательно продумано. Поскольку за всю свою 90-летнюю историю постройка использовалась исключительно по первоначальному назначению – как кондитерская фабрика, большинство декоративных элементов имеет функциональное назначение. Так, выступающие массивные пилоны используются как линии для передачи сырья, «крепостные» переходы служат для прохода из одного цеха в другой, а в арках расположены проезды на территорию фабрики. Лишь декоративные башенки не несут никакой функциональной нагрузки. Вообще же фабрика напоминает хорошо оснащенную цитадель, которая в случае непредвиденных обстоятельств может выдержать осаду.
На другом берегу реки расположилась «Голутвинская слобода» – группа зданий характерной краснокирпичной архитектуры, выстроенных в самом начале XX в. на Якиманской набережной. Время постройки главного здания можно определить лишь косвенным образом. Дело в том, что на главном здании бывшего завода «Красные текстильщики» укреплена единственная сохранившаяся на настоящий момент табличка, показывающая уровень воды во время самого знаменитого московского наводнения 1908 г. (два метра над уровнем мостовой), то есть к моменту наводнения здание уже было построено. С фабрикой «Красный Октябрь» «Красные текстильщики» равняет не только сходство в названии, а также планировка, характерные для московской фабричной архитектуры начала XX в. детали – готические окна-бойницы, зубчатое обрамление стен, наличие других многочисленных элементов псевдокрепостного стиля. Различие – в размере окон: поскольку «Красные текстильщики» были фабрикой ткацкой и работникам требовалось достаточное освещение, в здании устроены оконные проемы на два-три этажа. С 1995 г. идет постепенное освоение территории «Голутвинской слободы» - фабрика была выведена, в одном из корпусов оборудовали гараж, с той или иной степенью архитектурной бережности продолжается реконструкция других зданий. К сожалению, самый интересный, «титульный» корпус, что своим фасадом «переглядывался» с «Красным Октябрем», реконструируется в расхожем новомосковском стиле – в проем в кирпичной стене врезаются белые пластиковые стеклопакеты. Но это уже общая московская беда.

Санкт-Петербург начала XX в., во времена расцвета фабричной архитектуры, был не только городом дворцов, мостов и доходных зданий в стиле модерн, но и гигантских заводов и верфей, мастерских и мануфактур. Первые предприятия Петербурга создавались вместе с городом. Кировский завод являлся в начале XX в. едва ли не крупнейшим предприятием на территории европейской части России, а на верфях Адмиралтейского района ежегодно строили десятки кораблей гражданского и военного назначения. О промышленном значении Петербурга можно судить по двум простым фактам. Первый: если посмотреть на карту даже центральной части города, можно увидеть, что примерно 1/5 ее часть выкрашена в «фабричный» серый цвет. Особенно это касается Кировского, Выборгского и Адмиралтейского районов. Но даже на Петроградской стороне или на Васильевском острове есть целые кварталы, отведенные под фабрики всех мастей. И второй: еще в середине 80-х годов XX в. запрещалось производить фотографическую съемку с верхней, обзорной колоннады Исаакиевского собора. Дело в том, что с нее отлично просматривались секретные верфи Адмиралтейского района, на которых могло вестись строительство, к примеру, атомной подводной лодки.
Помимо заводских кварталов практически в каждом районе, не исключая Центральный, есть свои фабричные сооружения, имеющие определенную историческую ценность и находящиеся в той или иной степени сохранности. Понятно поэтому, что рассказ о фабричной архитектуре Петербурга может быть поистине бесконечным. Что любопытно: большинство архитекторов не считали зазорным заниматься проектированием именно промышленных зданий. Так, знаменитый мастер Доменико Трезини принимал участие в проектировании Сестрорецкого завода (1721 г.) и в перестройке Адмиралтейства. В 1719 г. в Петербурге был проведен первый в России архитектурный конкурс на строительство пивоварни.

Одно из величественнейших зданий города – Адмиралтейство (1703 г.) - изначально являлось крупнейшей и старейшей судостроительной верфью России XVIII столетия. Наряду с Ижорским (1706 г.) заводом Адмиралтейство являлось градообразующим для Петербурга того времени предприятием. Большинство даже каменных фабричных построек того времени многократно перестраивалось, но и сейчас можно увидеть явное сходство между остатками здания Литейного двора (1711 г.) и близлежащими дворцами. Классическим складским сооружением середины XVIII в. можно считать комплекс зданий «Новой Голландии», огороженный со всех сторон каналами и оттого менее подверженный риску пожара. «Новая Голландия», пожалуй, является наиболее сохранившимся образцом промышленной архитектуры того времени. Впервые в истории архитектуры был применен необмазанный кирпич – материал, ставший на рубеже XIX и XX столетий основным в промышленной архитектуре.
В XIX веке - «веке железном» - промышленная застройка Петербурга производилась активнейшим образом. Если в XVIII в. промышленные предприятия основывались в самом центре города (принцип «дворец, канал, завод»), то в XIX в. наблюдается активная тенденция по выводу фабрик на окраины. (Правда, тогдашняя окраина – как, например, Охта, куда выводились взрывоопасные пороховые заводы, – уже давно находится в черте города, и пороховых заводов там давно нет.) В 1830 г. были сооружены эллинги нового Адмиралтейства, некоторые из них сохранились до сих пор.
Многие выдающиеся архитекторы того времени предлагали грандиознейшие проекты перестройки промышленных районов. Среди них выделяется проект перепланировки Галерной гавани на Васильевском острове архитектора А. Захарова.
К середине XIX столетия Выборгская сторона закрепила за собой «славу» промышленной окраины города. Притом будучи ныне практически центром Петербурга (от Летнего сада или Петропавловской крепости до Выборгской стороны – полчаса прогулочным шагом), эта часть города по-прежнему являет собой пример практически сплошной промышленной городской застройки. Вдоль Свердловской и Арсенальной набережных тянутся разнообразные фабрично-заводские здания всех возможных стилей – от барачного типа корпусов образца третьей четверти XIX в. до современных гигантских комбинатов из бетона и стекла. Среди них выделяется любопытнейший объект – тюрьма «Кресты», выстроенная в характерном краснокирпичном фабричном стиле.
Обводный канал стал вторым центром активной промышленной застройки. В начале XIX столетия там были построены многие фабричные здания (Спасская, Петровская и Александровская мануфактуры), некоторые сохранились по сей день. Левая сторона канала представляет собой практически непрерывную череду разнокалиберных заводских зданий, вытянувшихся в одну линию. Среди них есть грандиозный газгольдер Главного газового завода – уникальное сооружение, построенное в 1880-х гг. по проекту архитектора Р. Бернгарда, – гигантский комплекс краснокирпичных зданий бывшего завода «Треугольник» (1860–1900-е гг.), ставший своего рода символом Обводного канала. Даже храмы, что стоят на Обводном канале, будто «вышли» из фабричной шинели. На другой стороне, жилой, можно встретить доходные дома, выстроенные с оглядкой на фабричную застройку – из красного кирпича с характерными геометрическими узорами.
В XIX – начале XX в. промышленная архитектура отдала дань практически всем «большим» архитектурным стилям. Ранний классицизм – основа построек «Новой Голландии», поздний – «Провиантских складов», возведенных В. Стасовым на Обводном канале. Практически все вариации классицизма можно встретить в Петербургских фабричных зданиях. Но классицизм отступал под натиском краснокирпичной и железобетонной большепролетной архитектуры, как отступали небольшие мануфактуры под натиском заводов тяжелой промышленности.
В 1890–1910 гг. основные заводы Петербурга – Балтийский, Путиловский, Ижорский, Обуховский и другие – подверглись коренной реконструкции и расширению. Территория этих предприятий застраивалась громадными одноэтажными цехами высотой до 30 метров. Они являли собой конструктивный прорыв, но не имели особой архитектурной значимости. В советское время эти заводы были в основном закрытыми, следовательно, недоступными архитектурной общественности. Некоторые из этих цехов до сих пор используются по назначению.
Более значимыми с архитектурной точки зрения явились постройки «кирпичного стиля». Вначале это были многоэтажные здания с неоштукатуренными фасадами, выстроенные без каких-либо архитектурных украшательств. Пример – бумагопрядильная мануфактура на Обводном канале. Но в конце XIX столетия «кирпичная» архитектура, испытывавшая на себе сильнейшее влияния стиля модерн, становится «высоким» жанром. Памятники промышленной архитектуры включаются в сборники и альбомы, (в основном, конечно, это небольшие по масштабам предприятия «кирпичного» стиля, предназначенные для легкой промышленности). К началу XX в. в недра «кирпичной» архитектуры начинает проникать так называемый «промышленный модерн». Образцовыми зданиями этого стиля являются завод «Русский Рено», хлебозавод на Митрофаньевской улице (архитектор П. Шмеллинг) и фабрика «Невка» на Выборгской стороне. Кирпичная и железобетонная архитектура как бы сливаются в один стиль. Типичным примером такого слияния стал элеватор, выстроенный в 1915 г. на Обводном канале по проекту инженера И. Квиля. Возникает также любопытная ситуация – жилые здания для рабочих и инженеров (а иногда и особняк хозяина предприятия), выстраиваются в едином стиле вблизи или даже на территории завода.
В советское время промышленная застройка Петербурга велась довольно активно. И в отличие от Москвы в промышленной архитектуре Ленинграда конструктивизм представлен рядом интересных зданий. Это прежде всего проекты котельной при 2-й ГЭС (1930 г.) и здание мясокомбината им. Кирова архитектора Н. Троцкого (1935 г.). С середины 30-х гг. архитектурная составляющая промышленной застройки как в Ленинграде, так и в Москве стала сходить на нет, учитывалась только конструктивно-типологическая сторона фабрично-заводских объектов.
Интересным образом краснокирпичная архитектура в начале 90-х годов XX в. трансформировалась из заводской в дачную. В те годы именно из красного кирпича было построено большинство подмосковных особняков.
Если в Москве уже происходят некоторые сдвиги в сфере трансформации промышленной архитектуры в офисно-деловую, то в Петербурге этот процесс практически не идет. И это несмотря на то, что фабричная архитектура в Северной столице зачастую является доминирующей. Сумрачные здания краснокирпичного цвета, смолкшие фабрики и заводы еще ждут своих архитекторов и инвесторов.


Коментарии (0)


Поделиться

1482

журнал CRE 3 (437)

Март, 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Вышел из печати мартовский выпуск журнала (№3, 2024). Соредактором CRE в этот раз стал Алексей Мирошников, генеральный директор компании PIONEER. ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: Летучка Алексей Мирошников: «ЗАДАВАТЬ ТОН ПРОДОЛЖАТ СИСТЕМНЫЕ СТОЛИЧНЫЕ ДЕВЕЛОПЕРЫ»   Склады и логистика МЕДВЕЖИЙ УГОЛ Объем сделок на рынке складской недвижимости сравнялся с московским   Инвестиции ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ ЗПИФы установили историчес...

подпишись НА эксклюзивные новости cre