Shopping Index: курс на восстановление

На первой  неделе после снятия ограничений в Москве Shopping Index в ТЦ восстановился относительно прошлого года на 58.49% LFL.
 
4076
С каждой неделей посещаемость ТЦ в среднем росла на 5-6%. В последние недели посещаемость ТЦ стабилизировалась на уровне 79,35%. На 33-й неделе Shopping Index  достиг отметки 81.3%.

В Северной столице на первой неделе после снятия ограничений Shopping Index восстановился относительно прошлого года на 74,91%, причем в первый день восстановления индекс сразу преодолел планку в 80%.

На 32-й  неделе наблюдался незначительный рост  + 0.98%. На 33-й неделе индекс в  Северной столице вырос еще на 3% и достиг уровня 78,6.

Жители Екатеринбурга активней москвичей посещали ТЦ после карантина, который был снят 1 августа. Восстановление торговли происходило быстрее, чем в столице. Так, за две недели после открытия показатель Shopping Index в Екатеринбурге вырос на 3% и составил 80,41%. Основная причина быстрого восстановления — это сформировавшийся отложенный спрос.

Но лидировал по быстрому восстановлению Новосибирск, где Shopping Index сразу после открытия преодолел планку в 90%. Правда, затем произошел небольшой откат - снижение на  3.74%.

В Челябинске после открытия ТЦ Shopping Index в среднем за период по 34-ю неделю восстановился на 80.94%, на 34-й неделе трафик восстановился до 90%. Скорее всего, ситуация там будет развиваться по московскому сценарию – сначала удовлетворение отложенного спроса, усиленного предсентябрьским шопингом. Затем трафик вернется в прежнее русло с небольшим проседанием, вызванным снижением потребительского спроса из-за пандемии.

Вполне очевидно, что Shopping Index вышел на плато, учитывая удовлетворение отложенного спроса сразу после открытия и в некоторых городах и последующий спад, характерный в целом для летнего сезона и падения потребительской активности, связанной с пандемией и экономической ситуацией в целом.



Можно сказать, что восстановление идет быстрыми темпами, даже где-то опережая ожидания игроков рынка. Индекс восстановил почти все свои утраченные позиции, достигнув значения 2018 г.  LFL.

Посмотрим на различные индустрии в период восстановления: какие были более востребованными, а какие менее популярными.

Во время открытия летних веранд, а это была 24-я календарная неделя, Shopping Index объектов стрит-ретейла достиг отметки в 65% от уровня 24-й календарной недели прошлого года, в то время как индекс торговых центров на этой неделе составлял 61%. Очевидно, что посещаемость на стрит-ретейле была выше, потому что в целом летом спрос на такие локации традиционно более высокий, чем на расположенные внутри помещений, в том числе внутри торговых центров.

Поэтому неудивительно, что в текущих условиях, на фоне усталости от самоизоляции и ограниченных бюджетов на отдых, интерес к посещению ресторанов и кафе Москвы с летними верандами был высоким. После их открытия 16 июня распахнули свои двери  рестораны и кафе. Все «ресторанные острова» столицы были переполнены людьми и забронированы на месяц вперед.

Ресторанный бизнес стал восстанавливаться, но все чувствуют себя по-разному.

В некоторых ресторанных сетях восстановилось до 70% оборота, некоторые довольствуются только 50%. На ситуацию сильно влияют локация, пешеходный трафик, наличие летних веранд. На фудкортах создается перепрофилированный бизнес, чтобы пережить тяжелые времена.

Добавим, что, по данным Минэкономразвития, в июле текущего года оборот на рынке общепита снизился на 28,2% в годовом выражении против июньских 42,9%.

Что касается кинотеатров, ситуация там значительно сложнее: «Поток зрителей по сравнению с прошлым годом в кинотеатрах России упал в 17–25 раз.  Оборот составил 4,9% от прошлогоднего, в других регионах — 5,4%.»  (РБК, 13 авг).

Если в Москве кинотеатры уже открыты, в Санкт-Петербурге они откроются не раньше 20 сентября. Фудкорты планируют открыть тоже в это время. Бизнесмены и девелоперы пишут письма администрации города с просьбой открыть фудкорты и кинотеатры, поскольку, по их словам, эта ситуация убивает их бизнес.

Что касается индустрий, DIY восстановилась первой. Shopping Index магазинов DIY в Москве на 27-й неделе 2020 г. (с 29 июня по 5 июля) полностью восстановился относительно аналогичного периода прошлого года. DIY-операторы в торговых центрах чувствовали  себя увереннее остальных, и продажи некоторых сетей даже выросли в полтора-два раза относительно аналогичного периода прошлого года. Президент Watcom Роман Скороходов связывает этот рост с тем, что в самоизоляции люди начали активно обустраивать квартиры и дачи, делать ремонты.

Для сравнения: у фешн-ретейлеров показатель восстановился на 80%. По мнению экспертов, в результате пандемии пострадали все сегменты индустрии фэшн.

При достаточно высоком росте трафика торговые центры пострадали из-за принятия закона по досрочному расторжению договоров с арендаторами без штрафных санкций.

Ситуация усугубляется тем, что отрасль не признали пострадавшей на государственном уровне.

Как следует из отчета CBRE, уровень вакантных площадей в торговых центрах, по итогам 1 полугодия 2020 г., составил 6,6%.

По данным Knight Frank, за год доля вакантных площадей на пешеходных улицах Москвы увеличилась более чем в три раза: с 2,9% до 10%. 

По мнению многих игроков рынка, экономическая ситуация на рынке торговой недвижимости очень непростая.
«Главное сейчас, - говорит Роман Скороходов, - удержать свои позиции в бизнесе, постепенно наращивая потенциал. Многое сейчас зависит от эффективности управления и предвосхищения потребностей клиента».
 
 


Материалы по теме

Экспертный анализ

Shopping Index в 2019 году вырос впервые за 5 лет

Как менялась покупательская активность в 2019 году, рассказали в Watcom Group.
 
18.12
Исследования рынка

Shopping Index обещает стабильную осень

Достигнув традиционного пика на стыке августа и сентября (35я неделя), Shopping Index пережил небольшой «отскок» и стабилизировался на уровне чуть ниже 600 пунктов.
30.09
Исследования рынка

Shopping Index наращивает обороты

В течение прошедших с середины июля полутора месяцев Shopping Index продолжал демонстрировать характерную для этого периода года динамику – достаточно устойчивый рост. Достигнув в 29 неделю минимального за прошедший период года значения уже к 34 неделе (22.08-28.08), индекс вырос более чем на 8%.

16.09

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

Популярное

Источник: cre.ru
CRE Awards

Победители CRE Moscow Awards 2024

Поздравляем победителей XXI Премии CRE Moscow Awards 2024, торжественное награждение которых прошло сегодня в Барвиха Luxury Village!
18.04
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: CRE
Игроки рынка

Выручка Pridex в 2023 году достигла 54,5 млрд рублей

Портфель активных проектов компании превысил 220 тыс. кв. метров.
18.04
Источник: O1 Properties
Назначения

Александр Ходоров перешел в O1 Properties

Александр назначен на должность финансового директора компании.
18.04
Источник: ЦДМ
Экспертный анализ

Рыночек порешал

На днях было объявлено о закрытии сразу двух сделок, названных отдельными экспертами «нерыночными» или «рыночными с оговорками» – ГК «Киевская площадь» купила у «Галс-Девелопмент» ЦДМ, а «Торговые галереи» – российский портфель активов входящей в группу семьи Мюлье Ceetrus. Обе сделки имеют все шансы стать не только самыми крупными в сегменте торговой недвижимости, но и по итогам 2024 года в целом.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: CRE
Сделка

Российский е-com идет в Казахстан

Крупный российский онлайн-ритейлер арендовал единственный складской комплекс класса А в г. Актобе на северо-западе Казахстана. Площадь арендованных помещений - 5 тыс. кв. м. Консультантом сделки выступила компания IBC Real Estate.
18.04
Источник: cre.ru
Проект

«Страна Девелопмент» застроит «Сити-2»

В «Москва-Сити» появится еще один квартал небоскребов.
 
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre