Shopping Index: курс на восстановление

На первой  неделе после снятия ограничений в Москве Shopping Index в ТЦ восстановился относительно прошлого года на 58.49% LFL.
 
4111
С каждой неделей посещаемость ТЦ в среднем росла на 5-6%. В последние недели посещаемость ТЦ стабилизировалась на уровне 79,35%. На 33-й неделе Shopping Index  достиг отметки 81.3%.

В Северной столице на первой неделе после снятия ограничений Shopping Index восстановился относительно прошлого года на 74,91%, причем в первый день восстановления индекс сразу преодолел планку в 80%.

На 32-й  неделе наблюдался незначительный рост  + 0.98%. На 33-й неделе индекс в  Северной столице вырос еще на 3% и достиг уровня 78,6.

Жители Екатеринбурга активней москвичей посещали ТЦ после карантина, который был снят 1 августа. Восстановление торговли происходило быстрее, чем в столице. Так, за две недели после открытия показатель Shopping Index в Екатеринбурге вырос на 3% и составил 80,41%. Основная причина быстрого восстановления — это сформировавшийся отложенный спрос.

Но лидировал по быстрому восстановлению Новосибирск, где Shopping Index сразу после открытия преодолел планку в 90%. Правда, затем произошел небольшой откат - снижение на  3.74%.

В Челябинске после открытия ТЦ Shopping Index в среднем за период по 34-ю неделю восстановился на 80.94%, на 34-й неделе трафик восстановился до 90%. Скорее всего, ситуация там будет развиваться по московскому сценарию – сначала удовлетворение отложенного спроса, усиленного предсентябрьским шопингом. Затем трафик вернется в прежнее русло с небольшим проседанием, вызванным снижением потребительского спроса из-за пандемии.

Вполне очевидно, что Shopping Index вышел на плато, учитывая удовлетворение отложенного спроса сразу после открытия и в некоторых городах и последующий спад, характерный в целом для летнего сезона и падения потребительской активности, связанной с пандемией и экономической ситуацией в целом.



Можно сказать, что восстановление идет быстрыми темпами, даже где-то опережая ожидания игроков рынка. Индекс восстановил почти все свои утраченные позиции, достигнув значения 2018 г.  LFL.

Посмотрим на различные индустрии в период восстановления: какие были более востребованными, а какие менее популярными.

Во время открытия летних веранд, а это была 24-я календарная неделя, Shopping Index объектов стрит-ретейла достиг отметки в 65% от уровня 24-й календарной недели прошлого года, в то время как индекс торговых центров на этой неделе составлял 61%. Очевидно, что посещаемость на стрит-ретейле была выше, потому что в целом летом спрос на такие локации традиционно более высокий, чем на расположенные внутри помещений, в том числе внутри торговых центров.

Поэтому неудивительно, что в текущих условиях, на фоне усталости от самоизоляции и ограниченных бюджетов на отдых, интерес к посещению ресторанов и кафе Москвы с летними верандами был высоким. После их открытия 16 июня распахнули свои двери  рестораны и кафе. Все «ресторанные острова» столицы были переполнены людьми и забронированы на месяц вперед.

Ресторанный бизнес стал восстанавливаться, но все чувствуют себя по-разному.

В некоторых ресторанных сетях восстановилось до 70% оборота, некоторые довольствуются только 50%. На ситуацию сильно влияют локация, пешеходный трафик, наличие летних веранд. На фудкортах создается перепрофилированный бизнес, чтобы пережить тяжелые времена.

Добавим, что, по данным Минэкономразвития, в июле текущего года оборот на рынке общепита снизился на 28,2% в годовом выражении против июньских 42,9%.

Что касается кинотеатров, ситуация там значительно сложнее: «Поток зрителей по сравнению с прошлым годом в кинотеатрах России упал в 17–25 раз.  Оборот составил 4,9% от прошлогоднего, в других регионах — 5,4%.»  (РБК, 13 авг).

Если в Москве кинотеатры уже открыты, в Санкт-Петербурге они откроются не раньше 20 сентября. Фудкорты планируют открыть тоже в это время. Бизнесмены и девелоперы пишут письма администрации города с просьбой открыть фудкорты и кинотеатры, поскольку, по их словам, эта ситуация убивает их бизнес.

Что касается индустрий, DIY восстановилась первой. Shopping Index магазинов DIY в Москве на 27-й неделе 2020 г. (с 29 июня по 5 июля) полностью восстановился относительно аналогичного периода прошлого года. DIY-операторы в торговых центрах чувствовали  себя увереннее остальных, и продажи некоторых сетей даже выросли в полтора-два раза относительно аналогичного периода прошлого года. Президент Watcom Роман Скороходов связывает этот рост с тем, что в самоизоляции люди начали активно обустраивать квартиры и дачи, делать ремонты.

Для сравнения: у фешн-ретейлеров показатель восстановился на 80%. По мнению экспертов, в результате пандемии пострадали все сегменты индустрии фэшн.

При достаточно высоком росте трафика торговые центры пострадали из-за принятия закона по досрочному расторжению договоров с арендаторами без штрафных санкций.

Ситуация усугубляется тем, что отрасль не признали пострадавшей на государственном уровне.

Как следует из отчета CBRE, уровень вакантных площадей в торговых центрах, по итогам 1 полугодия 2020 г., составил 6,6%.

По данным Knight Frank, за год доля вакантных площадей на пешеходных улицах Москвы увеличилась более чем в три раза: с 2,9% до 10%. 

По мнению многих игроков рынка, экономическая ситуация на рынке торговой недвижимости очень непростая.
«Главное сейчас, - говорит Роман Скороходов, - удержать свои позиции в бизнесе, постепенно наращивая потенциал. Многое сейчас зависит от эффективности управления и предвосхищения потребностей клиента».
 
 


Материалы по теме

Экспертный анализ

Shopping Index в 2019 году вырос впервые за 5 лет

Как менялась покупательская активность в 2019 году, рассказали в Watcom Group.
 
18.12
Исследования рынка

Shopping Index обещает стабильную осень

Достигнув традиционного пика на стыке августа и сентября (35я неделя), Shopping Index пережил небольшой «отскок» и стабилизировался на уровне чуть ниже 600 пунктов.
30.09
Исследования рынка

Shopping Index наращивает обороты

В течение прошедших с середины июля полутора месяцев Shopping Index продолжал демонстрировать характерную для этого периода года динамику – достаточно устойчивый рост. Достигнув в 29 неделю минимального за прошедший период года значения уже к 34 неделе (22.08-28.08), индекс вырос более чем на 8%.

16.09

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre