0 ДНЕЙ
0 ЧАСОВ

Shopping Index: курс на восстановление

На первой  неделе после снятия ограничений в Москве Shopping Index в ТЦ восстановился относительно прошлого года на 58.49% LFL.
 
С каждой неделей посещаемость ТЦ в среднем росла на 5-6%. В последние недели посещаемость ТЦ стабилизировалась на уровне 79,35%. На 33-й неделе Shopping Index  достиг отметки 81.3%.

В Северной столице на первой неделе после снятия ограничений Shopping Index восстановился относительно прошлого года на 74,91%, причем в первый день восстановления индекс сразу преодолел планку в 80%.

На 32-й  неделе наблюдался незначительный рост  + 0.98%. На 33-й неделе индекс в  Северной столице вырос еще на 3% и достиг уровня 78,6.

Жители Екатеринбурга активней москвичей посещали ТЦ после карантина, который был снят 1 августа. Восстановление торговли происходило быстрее, чем в столице. Так, за две недели после открытия показатель Shopping Index в Екатеринбурге вырос на 3% и составил 80,41%. Основная причина быстрого восстановления — это сформировавшийся отложенный спрос.

Но лидировал по быстрому восстановлению Новосибирск, где Shopping Index сразу после открытия преодолел планку в 90%. Правда, затем произошел небольшой откат - снижение на  3.74%.

В Челябинске после открытия ТЦ Shopping Index в среднем за период по 34-ю неделю восстановился на 80.94%, на 34-й неделе трафик восстановился до 90%. Скорее всего, ситуация там будет развиваться по московскому сценарию – сначала удовлетворение отложенного спроса, усиленного предсентябрьским шопингом. Затем трафик вернется в прежнее русло с небольшим проседанием, вызванным снижением потребительского спроса из-за пандемии.

Вполне очевидно, что Shopping Index вышел на плато, учитывая удовлетворение отложенного спроса сразу после открытия и в некоторых городах и последующий спад, характерный в целом для летнего сезона и падения потребительской активности, связанной с пандемией и экономической ситуацией в целом.



Можно сказать, что восстановление идет быстрыми темпами, даже где-то опережая ожидания игроков рынка. Индекс восстановил почти все свои утраченные позиции, достигнув значения 2018 г.  LFL.

Посмотрим на различные индустрии в период восстановления: какие были более востребованными, а какие менее популярными.

Во время открытия летних веранд, а это была 24-я календарная неделя, Shopping Index объектов стрит-ретейла достиг отметки в 65% от уровня 24-й календарной недели прошлого года, в то время как индекс торговых центров на этой неделе составлял 61%. Очевидно, что посещаемость на стрит-ретейле была выше, потому что в целом летом спрос на такие локации традиционно более высокий, чем на расположенные внутри помещений, в том числе внутри торговых центров.

Поэтому неудивительно, что в текущих условиях, на фоне усталости от самоизоляции и ограниченных бюджетов на отдых, интерес к посещению ресторанов и кафе Москвы с летними верандами был высоким. После их открытия 16 июня распахнули свои двери  рестораны и кафе. Все «ресторанные острова» столицы были переполнены людьми и забронированы на месяц вперед.

Ресторанный бизнес стал восстанавливаться, но все чувствуют себя по-разному.

В некоторых ресторанных сетях восстановилось до 70% оборота, некоторые довольствуются только 50%. На ситуацию сильно влияют локация, пешеходный трафик, наличие летних веранд. На фудкортах создается перепрофилированный бизнес, чтобы пережить тяжелые времена.

Добавим, что, по данным Минэкономразвития, в июле текущего года оборот на рынке общепита снизился на 28,2% в годовом выражении против июньских 42,9%.

Что касается кинотеатров, ситуация там значительно сложнее: «Поток зрителей по сравнению с прошлым годом в кинотеатрах России упал в 17–25 раз.  Оборот составил 4,9% от прошлогоднего, в других регионах — 5,4%.»  (РБК, 13 авг).

Если в Москве кинотеатры уже открыты, в Санкт-Петербурге они откроются не раньше 20 сентября. Фудкорты планируют открыть тоже в это время. Бизнесмены и девелоперы пишут письма администрации города с просьбой открыть фудкорты и кинотеатры, поскольку, по их словам, эта ситуация убивает их бизнес.

Что касается индустрий, DIY восстановилась первой. Shopping Index магазинов DIY в Москве на 27-й неделе 2020 г. (с 29 июня по 5 июля) полностью восстановился относительно аналогичного периода прошлого года. DIY-операторы в торговых центрах чувствовали  себя увереннее остальных, и продажи некоторых сетей даже выросли в полтора-два раза относительно аналогичного периода прошлого года. Президент Watcom Роман Скороходов связывает этот рост с тем, что в самоизоляции люди начали активно обустраивать квартиры и дачи, делать ремонты.

Для сравнения: у фешн-ретейлеров показатель восстановился на 80%. По мнению экспертов, в результате пандемии пострадали все сегменты индустрии фэшн.

При достаточно высоком росте трафика торговые центры пострадали из-за принятия закона по досрочному расторжению договоров с арендаторами без штрафных санкций.

Ситуация усугубляется тем, что отрасль не признали пострадавшей на государственном уровне.

Как следует из отчета CBRE, уровень вакантных площадей в торговых центрах, по итогам 1 полугодия 2020 г., составил 6,6%.

По данным Knight Frank, за год доля вакантных площадей на пешеходных улицах Москвы увеличилась более чем в три раза: с 2,9% до 10%. 

По мнению многих игроков рынка, экономическая ситуация на рынке торговой недвижимости очень непростая.
«Главное сейчас, - говорит Роман Скороходов, - удержать свои позиции в бизнесе, постепенно наращивая потенциал. Многое сейчас зависит от эффективности управления и предвосхищения потребностей клиента».
 
 


иГРОКИ РЫНКА

Оборудование

Watcom Group

Материалы по теме

Экспертный анализ

Shopping Index в 2019 году вырос впервые за 5 лет

Как менялась покупательская активность в 2019 году, рассказали в Watcom Group.
 
18.12
Исследования рынка

Shopping Index обещает стабильную осень

Достигнув традиционного пика на стыке августа и сентября (35я неделя), Shopping Index пережил небольшой «отскок» и стабилизировался на уровне чуть ниже 600 пунктов.
30.09
Исследования рынка

Shopping Index наращивает обороты

В течение прошедших с середины июля полутора месяцев Shopping Index продолжал демонстрировать характерную для этого периода года динамику – достаточно устойчивый рост. Достигнув в 29 неделю минимального за прошедший период года значения уже к 34 неделе (22.08-28.08), индекс вырос более чем на 8%.

16.09

журнал CRE 16 (373)

Сентябрь 2
Скачать номер можно ЗДЕСЬ В номере Цифры и факты Оценка: «Неудовлетворительно»   Тема номера Со дна не стучали. Сколько стоит прогибаться под изменчивый мир   Cover Story No Knock From the Bott om   Тренд Сколько стоит прогибаться под изменчивый мир   Ритейл Приключения электроников   Мнение Торговые коридоры должны вести в светлое будущее   Законодательство «Последствия» пандемии в виде штрафов и уголовной ответственности останутся с нами надолго   Номер выпущен п...

Популярное

Переговоры

«Оружейный» не купят

Центробанк отказался от покупки бизнес-центра. Сделка могла стать крупнейшей на рынке коммерческой недвижимости.

21.09
не указано

CRE All-Russia Awards 2020 состоялась в Москве!

Церемония награждения победителей CRE All-Russia Awards 2020 прошла в Москве 24 сентября.
 
25.09
Сделка

ВЭБ избавился от апарт-отеля в Сочи

Гостиница «Русские сезоны», приобретенная бывшим топ-менеджером «Газпрома», может быть перепрофилирована в комплекс апартаментов.

21.09
Открытие

IKEA открывает флагман на Невском

Компания открывает двухуровневую дизайн-студию в центре Петербурга. Консультантами выступили компании BPG Estate и 1Retail.ru.

23.09
Сделка

EY сдаст площади Space 1

Оператор гибких офисов займется управлением 4,8 тыс. кв. м в «Аврора бизнес-парке».

23.09
Проект

Ant Development построит БЦ на Мясницкой

Многофункциональный офисный центр площадью около 20 тыс. кв. м может появиться рядом со зданием Центрсоюза.

23.09
Проект

Строительство спекулятивного корпуса в «Южных Вратах» началось

Возведением здания площадью около 43 тыс. кв. м в качестве генерального подрядчика займется компания «Мега-Строй-М».

23.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre