Shopping Index: курс на восстановление

На первой  неделе после снятия ограничений в Москве Shopping Index в ТЦ восстановился относительно прошлого года на 58.49% LFL.
 
4186
С каждой неделей посещаемость ТЦ в среднем росла на 5-6%. В последние недели посещаемость ТЦ стабилизировалась на уровне 79,35%. На 33-й неделе Shopping Index  достиг отметки 81.3%.

В Северной столице на первой неделе после снятия ограничений Shopping Index восстановился относительно прошлого года на 74,91%, причем в первый день восстановления индекс сразу преодолел планку в 80%.

На 32-й  неделе наблюдался незначительный рост  + 0.98%. На 33-й неделе индекс в  Северной столице вырос еще на 3% и достиг уровня 78,6.

Жители Екатеринбурга активней москвичей посещали ТЦ после карантина, который был снят 1 августа. Восстановление торговли происходило быстрее, чем в столице. Так, за две недели после открытия показатель Shopping Index в Екатеринбурге вырос на 3% и составил 80,41%. Основная причина быстрого восстановления — это сформировавшийся отложенный спрос.

Но лидировал по быстрому восстановлению Новосибирск, где Shopping Index сразу после открытия преодолел планку в 90%. Правда, затем произошел небольшой откат - снижение на  3.74%.

В Челябинске после открытия ТЦ Shopping Index в среднем за период по 34-ю неделю восстановился на 80.94%, на 34-й неделе трафик восстановился до 90%. Скорее всего, ситуация там будет развиваться по московскому сценарию – сначала удовлетворение отложенного спроса, усиленного предсентябрьским шопингом. Затем трафик вернется в прежнее русло с небольшим проседанием, вызванным снижением потребительского спроса из-за пандемии.

Вполне очевидно, что Shopping Index вышел на плато, учитывая удовлетворение отложенного спроса сразу после открытия и в некоторых городах и последующий спад, характерный в целом для летнего сезона и падения потребительской активности, связанной с пандемией и экономической ситуацией в целом.



Можно сказать, что восстановление идет быстрыми темпами, даже где-то опережая ожидания игроков рынка. Индекс восстановил почти все свои утраченные позиции, достигнув значения 2018 г.  LFL.

Посмотрим на различные индустрии в период восстановления: какие были более востребованными, а какие менее популярными.

Во время открытия летних веранд, а это была 24-я календарная неделя, Shopping Index объектов стрит-ретейла достиг отметки в 65% от уровня 24-й календарной недели прошлого года, в то время как индекс торговых центров на этой неделе составлял 61%. Очевидно, что посещаемость на стрит-ретейле была выше, потому что в целом летом спрос на такие локации традиционно более высокий, чем на расположенные внутри помещений, в том числе внутри торговых центров.

Поэтому неудивительно, что в текущих условиях, на фоне усталости от самоизоляции и ограниченных бюджетов на отдых, интерес к посещению ресторанов и кафе Москвы с летними верандами был высоким. После их открытия 16 июня распахнули свои двери  рестораны и кафе. Все «ресторанные острова» столицы были переполнены людьми и забронированы на месяц вперед.

Ресторанный бизнес стал восстанавливаться, но все чувствуют себя по-разному.

В некоторых ресторанных сетях восстановилось до 70% оборота, некоторые довольствуются только 50%. На ситуацию сильно влияют локация, пешеходный трафик, наличие летних веранд. На фудкортах создается перепрофилированный бизнес, чтобы пережить тяжелые времена.

Добавим, что, по данным Минэкономразвития, в июле текущего года оборот на рынке общепита снизился на 28,2% в годовом выражении против июньских 42,9%.

Что касается кинотеатров, ситуация там значительно сложнее: «Поток зрителей по сравнению с прошлым годом в кинотеатрах России упал в 17–25 раз.  Оборот составил 4,9% от прошлогоднего, в других регионах — 5,4%.»  (РБК, 13 авг).

Если в Москве кинотеатры уже открыты, в Санкт-Петербурге они откроются не раньше 20 сентября. Фудкорты планируют открыть тоже в это время. Бизнесмены и девелоперы пишут письма администрации города с просьбой открыть фудкорты и кинотеатры, поскольку, по их словам, эта ситуация убивает их бизнес.

Что касается индустрий, DIY восстановилась первой. Shopping Index магазинов DIY в Москве на 27-й неделе 2020 г. (с 29 июня по 5 июля) полностью восстановился относительно аналогичного периода прошлого года. DIY-операторы в торговых центрах чувствовали  себя увереннее остальных, и продажи некоторых сетей даже выросли в полтора-два раза относительно аналогичного периода прошлого года. Президент Watcom Роман Скороходов связывает этот рост с тем, что в самоизоляции люди начали активно обустраивать квартиры и дачи, делать ремонты.

Для сравнения: у фешн-ретейлеров показатель восстановился на 80%. По мнению экспертов, в результате пандемии пострадали все сегменты индустрии фэшн.

При достаточно высоком росте трафика торговые центры пострадали из-за принятия закона по досрочному расторжению договоров с арендаторами без штрафных санкций.

Ситуация усугубляется тем, что отрасль не признали пострадавшей на государственном уровне.

Как следует из отчета CBRE, уровень вакантных площадей в торговых центрах, по итогам 1 полугодия 2020 г., составил 6,6%.

По данным Knight Frank, за год доля вакантных площадей на пешеходных улицах Москвы увеличилась более чем в три раза: с 2,9% до 10%. 

По мнению многих игроков рынка, экономическая ситуация на рынке торговой недвижимости очень непростая.
«Главное сейчас, - говорит Роман Скороходов, - удержать свои позиции в бизнесе, постепенно наращивая потенциал. Многое сейчас зависит от эффективности управления и предвосхищения потребностей клиента».
 
 


Материалы по теме

Экспертный анализ

Shopping Index в 2019 году вырос впервые за 5 лет

Как менялась покупательская активность в 2019 году, рассказали в Watcom Group.
 
18.12
Исследования рынка

Shopping Index обещает стабильную осень

Достигнув традиционного пика на стыке августа и сентября (35я неделя), Shopping Index пережил небольшой «отскок» и стабилизировался на уровне чуть ниже 600 пунктов.
30.09
Исследования рынка

Shopping Index наращивает обороты

В течение прошедших с середины июля полутора месяцев Shopping Index продолжал демонстрировать характерную для этого периода года динамику – достаточно устойчивый рост. Достигнув в 29 неделю минимального за прошедший период года значения уже к 34 неделе (22.08-28.08), индекс вырос более чем на 8%.

16.09

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (2-8 декабря)

Кадровые изменения в Ricci, Whitewill и ДОМ. РФ,  новости по офисам Tekta Group и «Галс-Девелопмент», старт реализации индустриального парка компании Михайловский Девелопмент, классификация Light Industrial, «галактические» итоги, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке.
08.12
Источник: Instone Development
Сделка

IPL стала арендатором Технопарка Мосрентген

Специализированный фармперевозчик арендовал блок на 1 800 кв. м в проекте формата light industrial девелопера Instone Development.
10.12
Источник: IPG.Estate
Назначения

Елена Бушмина теперь в IPG.Estate

Елена назначена коммерческим директором компании в Москве.
10.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Кривые продажи: торговые центры ждут «новой эры»

Самая высокая в истории рынка и фактически заградительная для классического девелопмента ключевая ставка, инфляция, усиливающееся санкционное давление с закрытием доступа к большинству иностранных IT-решений, технологий, продолжающийся передел активов, парад реконцепций, новых форматов и любых экспериментов, бум «районников», инфраструктурного, многофункционального ритейла и осознание, что «корпоративный люкс» и многие другие ушедшие марки не вернутся в Россию, как минимум, в ближайшие пять лет – торговые центры заканчивают год в ожидании «новой эры» и понимая: единственное, чем они смогут победить онлайн и магазины у дома – качество клиентского опыта.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
12.12
Источник: Azimut Hotels
Открытие

Azimut Hotels открыла отель в Тамбове

Для сети Azimut Отель Тамбов 4* фондом 105 номеров стал первым в городе.
11.12
Источник: CRE
Сделка

Sminex продал здание в «Московском шелке»

Покупателем бизнес-центра площадью 18 200 кв. м стал холдинг «Интер РАО», который может разместить там свою штаб-квартиру.
11.12
Источник: CRE
Игроки рынка

Parametr реализовал 25% Сенькино с господдержкой

Фактическая экономия затрат на привлечение финансирования для каждого из резидентов, воспользовавшегося господдержкой, соответствует значению ключевой ставки Банка России. 
11.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre