Алексей Попиков, директор департамента торговых центров Becar Asset Management: «Почему реконцепция ТЦ не станет трендом»

817

Уход западных брендов заметно снизил трафик во многих торговых центрах. Особенно сильно ухудшилась ситуация там, где их доля почти вплотную доходила до 50%. Однако о массовой реконцепции говорить рано. Разговоры о смене функционального назначения площадей выгодны в первую очередь консультантам, собственники же заинтересованы в сохранении «статуса кво».

В ожидании мнимых перемен

На фоне истерии в начале весны многие участники рынка поспешили заявить, что уходящим международным компаниям вряд ли удастся найти адекватную замену. И более того, можно было услышать, что в противном случае Россию ждет волна банкротств торговых центров, что приведет к тому, что в США называется «кладбищем торговых центров». Впрочем, о банкротствах ТЦ говорить пока рано, да и вряд ли на месте условных H&M’ов мы увидим массовое открытие детских развивающих центров.
 
В первую очередь, осенью активнее начнет работать параллельный импорт. Формально правительство успело его легализовать, но пока прошло слишком мало времени для того, чтобы он набрал нужные обороты. В итоге с его помощью, разумеется, обеспечить прежним ассортиментом все 100% магазинов ушедших сетей не получится, но процентов на 30 его хватит. И это совсем не мало.
 
Вторая причина моего сдержанного оптимизма в том, что мы уже не раз с 24 февраля видели, как головным офисам ретейлеров удается достичь вполне внятных договоренностей со своими местными партнерами, представителями «дружественных» стран или другими российскими бизнесменами. Так, в мае польская LPP Group Кстати (Cropp Street, Reserved, Sinsay и т.д.) объявила о продаже российского бизнеса китайскому партнеру. Впрочем, его названия компания не раскрыла. Но магазины открылись, хоть и под непонятными брендами. В случае с ОБИ магазины были проданы российскому менеджменту, а в случае с «Макдоналдс» - одному из франчайзи. Впрочем, в последнем случае у многих, в том числе и у нас, возникли сомнения в справедливости сохранения прежних, крайне лояльных, условий аренды. В случае со Starbucks продаются вообще только договоры аренды. Что на месте премиальных кофеен откроют ресторатор Антон Пинский вместе с Тимати и сенатором Арсеном Каноковым – вообще не ясно. То есть риски есть, но согласитесь – не такие серьезные. К тому же зачастую такие продажи сопровождаются включением в договор возможности обратного выкупа – спустя какое-то время. Даже ИКЕА не уходит, а фактически только продает свои производства. Дело в том, что люди успели привыкнуть и к этим брендам, и к их качеству. А переходить на иранский трикотаж и белорусскую мебель сейчас никто не готов. Думаю, что после того, как «устаканятся» новые логистические цепочки, в том или ином виде многие вернутся.

Варианты замены

Исходя из самого негативного сценария, вакантность торговых центров Москвы может вырасти к концу года в два раза - до 15-20%. Поэтому заменять уходящие бренды все же придется.  Во-первых, действительно, сместив фокус с западных партнеров на азиатских. Кроме того, больше может стать арендаторов, оказывающих услуги. Например, коворкингов. До сегодняшнего дня эта ниша считалась невостребованной, ведь ставки в торговых центрах обычно в разы выше, чем в бизнес-центрах.
 
Еще одно направление – это бьюти-коворкинги, которых будет больше. За рубежом их сегодня довольно много. В таких местах стилисты и парикмахеры с одной стороны обучаются, а с другой – получают площадку для самопрезентации. Здесь проводятся встречи и семинары, и при этом каждый может прийти на полностью оборудованное место и на ком-то поэкспериментировать. При этом все будет транслироваться, например, в том же Youtube и монетизироваться.
 
Есть будущее у шоурумов и так называемых галерей дизайнеров. В России довольно много представителей этих профессий, и им нужны большие площади. Кстати, не стоит забывать о компаниях, которые все еще хотят выйти на наш рынок, но собственники, которые все еще надеются на параллельный импорт, не готовы принимать их.


2022-07-20 08:56:34



подпишись НА эксклюзивные новости cre