Помимо «Локомотива», что в Черкизово, москвичам гордиться особенно нечем. Для строительства этого стадиона понадобилась политическая воля Николая Аксененко, тогдашнего министра путей сообщения, выделившего средства, да участок земли на востоке столицы, принадлежащий РЖД. Сегодня на территории комплекса работают фитнес-клуб, магазин клубной атрибутики и несколько крытых спортивных манежей. Было это 8 лет назад. С тех пор никто в Москве ничего построить не смог (есть, правда, два реализованных проекта в Подмосковье – в Химках и Раменском).
Любопытно, что проект армейского стадиона выглядел наиболее жизнеспособно. Архитектурная концепция прошла все стадии согласования. А мэр Москвы Юрий Лужков побился об заклад, что тридцатитысячный стадион на Песчаной улице будет построен в рекордные сроки – за год с небольшим. Произошло это на церемонии закладки первого камня – в мае 2007 года. Возведение новой арены с тех пор не начиналось.
Архитектурная концепция этого стадиона, напомним, сначала была принята в штыки. В частности, столичного градоначальника не устраивала 30-этажная офисная башня, которую руководство армейского клуба добавило в качестве инвестиционной составляющей. (Хотя окончательно был принят именно этот вариант, правда, с небольшими стилистическими правками.) Затем коммерческий директор «ЦСКА» Андрей Зарубьян сообщил о решении армейского руководства остановить реализацию проекта. Эту информацию, правда, прокомментировал CRE Евгений Гинер, президент футбольного ЦСКА: «Мы только замедлили темпы строительства. Все дело в том, что цены на стройматериалы падают, и нам бы хотелось построить стадион за меньшие деньги». По словам Андрея Зарубьяна, арена должна быть открыта в 2010 году. Что касается офисной башни, которая по плану будет интегрирована в пространство арены, то подробно о ней пока в клубе не говорят. «Нас интересует стоимость цемента, арматуры и других материалов, офисы – следующий этап», – сообщили в пресс-службе «ЦСКА».
Гораздо сложнее обстоят дела со спартаковским стадионом (проект архитектора Александра Кузьмина, конкурса не было). Уверенности в том, что он будет построен, нет уже ни у кого. «Если не в Тушино и не в этот раз, то уже никогда», – заметил генеральный директор «Стадиона «Спартак» Андрей Козырев (девелоперская структура создана специально для строительства строительного комплекса). Решение о замораживании строительства владелец «Спартака» Леонид Федун откладывал до последнего. Еще совсем недавно он говорил, что кризис – не помеха. Наоборот, он только поможет, рассуждал бизнесмен, поскольку себестоимость строительства снизится (за счет более дешевых стройматериалов). Впрочем, Андрей Козырев был менее оптимистичен: «Денег катастрофически не хватает, а снижение стоимости стройматериалов компенсируется снижением покупательной способности рубля». Чем хуже становилась ситуация на нефтяном рынке, тем грустней был тон высказываний из спартаковского лагеря (Леонид Федун – крупнейший акционер «Лукойла»). Одно дело – рассуждать о строительстве, которое к тому же не принесет доходов, при цене за баррель $100, и совсем другое – когда баррель стоит уже меньше $40.
То, что и до кризиса дела шли ни шатко ни валко, говорит один факт: строительство спартаковского стадиона не дошло даже до стадии «забора», хотя церемония закладки капсулы с приветом потомкам была проведена более года назад. Одна из причин – «сложный» земельный участок, имеющий не одного владельца. Значительное время пришлось потратить на изучение грунтов, а геологические карты, которые могли оптимизировать время и средства, едва ли соответствуют действительности. Не может Леонид Федун договориться о справедливом распределении финансового бремени с московскими властями. «Мы строим стадион, который не принесет ни копейки, почему мы еще должны за свой счет оплачивать отделку станции метро», – удивляется владелец клуба. Также инвесторы сетовали на рост стоимости проекта: с $200 миллионов она за полтора года выросла до $500 млн. «Пока неясны даже приблизительные сроки начала строительства, – говорил в ноябре Андрей Козырев. – В данный момент идет работа над проектной документацией, готовится техническое задание для тендера (руководство клуба, напомним, не сработалось с немецкой компанией Hochtief, нанятой для проектных работ, – планировалось, что она же займется генподрядом – и теперь будет проведен отдельный тендер). Строительство стадиона, по словам инвесторов, отложено до лучших времен. «Мы начнем стройку, когда поймем, что сделать это будет реально, сегодня браться за такой проект – безумие», – говорит г-н Федун. Теперь остается только гадать, когда они наступят. Напомним, что кроме стадиона на территории тушинского аэродрома планировалось построить многофункциональный крытый концертно-спортивный зал на 12 тыс. мест и гостиницу на 200 номеров.
С большим трудом продвигается строительство стадиона в Санкт-Петербурге – для «Зенита». Это имиджевый, или, как говорят в городе на Неве, политический, проект, поэтому никакие коммерческие объекты «в нагрузку» не предполагались. Победителем архитектурного конкурса стал японец Кисе Курокава, предложивший построить стадион, напоминающий летающую тарелку. О цене проекта вопрос не стоял: власти города и «Газпром», спонсор футбольного клуба, захотели построить не просто хороший стадион, а лучшее спортивное сооружение в мире. Ситуация развивалась по известному уже сценарию. Чиновники рапортовали: стадион будет построен и сдан эксплуатацию в 2009 году. Столь оптимистические планы подкреплялись и личными гарантиями губернатора Северной столицы Валентины Матвиенко, которая вызвалась курировать строительство лично. А вице-губернатор города сообщал в конце 2007 года, что строительные работы идут с опережением графика. Однако совсем скоро начались и первые проблемы. Выяснилось, например, что градостроительный совет отправил проект на доработку, поскольку отдельные конструктивные решения меняют первоначальную архитектурную концепцию – система опор из четырех столбов делает конструкцию, похожую на табуретку, а не на НЛО. Затем пришла печальная новость из Японии – умер архитектор проекта Кисе Курокава. А после того, как сметная стоимость строительства выросла в 3,5 раза, начались проблемы с финансированием (сейчас стоимость строительства стадиона оценивается в 23 млрд. 713 млн. 560 тыс. рублей). Город заявил, что не в состоянии потянуть эти расходы, и предложил будущему инвестору 51% акций стадиона. «Газпром», привыкший до кризиса жить на широкую ногу, отказался финансировать строительство, заявляя, что и так достаточно помогает городу – налогами. В это же время разгорелся скандал между администрацией города и компанией «Авант», первым подрядчиком проекта (компанией была спроектирована арена, создано свайное основание, построен энергоцентр и причал для доставки грузов). По словам генерального директора «Аванта» Григория Фельдмана, заказчик не выполнил свои финансовые обязательства: компания получила на руки только 4,3 млрд. рублей, хотя выполнила работы на 6 млрд. В Смольном же считают, что строители не смогли отчитаться на заявленную сумму. Новый конкурс – на генподрядчика – был проведен в начале декабря 2008 года. Победу одержала инжиниринговая компания «Инжтрансстрой», принадлежащая Олегу Дерипаске. По сообщениям Комитета по строительству Санкт-Петербурга, заказчику конкурса удалось снизить стоимость контракта на 30% – с 18,6 млрд. рублей до 13 млрд. Теперь закончить строительство 60-тысячного стадиона планируется до конца 2010 года.
Совсем скоро должна начаться реконструкция динамовского стадиона, расположенного фактически в центре Москвы. По крайней мере, председатель Счетной палаты РФ и председатель попечительского совета «Динамо» Сергей Степашин – страстный болельщик команды – обещал, что проект заморожен не будет. Сейчас идут подготовительные работы, а само строительство начнется, по сообщениям пресс-службы общества «Динамо», весной 2009 года. Не ясна, правда, ситуация со строительством МФК «Петровский Парк» - инвестиционной составляющей проекта (с арендных потоков планировалось окупать затраты на реконструкцию аренды и ее дальнейшее управление). В пресс-службе общества «Динамо» комментарии по поводу этого проекта предоставить не смогли.
Стоит отметить, что деньги на строительство стадиона и многофункционального комплекса были выделены год назад, инвестором проекта выступил ВТБ. Объем инвестиций ВТБ в реализацию проекта составил $1 млрд. Финансирование проекта осуществляется специально создаваемой в рамках Группы ВТБ инвестиционной компанией. Так и не началась реконструкция территории торпедовского стадиона на Восточной улице. Структуры «Норильского никеля» и Михаил Прохоров лично планировали перестроить стадион, который стал домашней ареной ФК «Москва», и возвести объекты коммерческой недвижимости. Речь шла о ресторане, офисном центре, гостинице и медицинском центре. Была также идея построить стадион для национальной команды по футболу. Финансировать проект согласилась «Национальная академия футбола», деятельность которой курирует Роман Абрамович. Однако строительство стадиона, который, по словам Виталия Мутко, президента РФС и министра спорта, должен был стать «настоящим домом футбола», так до сих пор и не началось.
не указано
Олимпийское неспокойствие
Открытие новых спортивных объектов опять задерживается. Остановлено строительство стадионов для «ЦСКА» и «Спартака». Строительство арены в Санкт-Петербурге продолжается, но дела идут с большим скрипом. Не ясна ситуация и с коммерческими объектами – инвестиционной составляющей этих проектов. Однако не следует все списывать на кризис: проблемы на этих площадках начались задолго до финансового коллапса.
18.12.2008
5848