Сергей Карлисон, главный архитектор проектной мастерской ITEM, о роли общественных пространств в коммерческих проектах

500

Роль общественных пространств для рынка commercial real estate в Екатеринбурге значительно выросла. Появился запрос на площадки как для коммерческих, так и некоммерческих мероприятий. Большую активность в поиске новых площадок для городских мероприятий сегодня проявляет  муниципалитет. Городские власти готовы инвестировать в это направление, поскольку оно напрямую стимулирует интерес к городу, как к месту для жизни и предпочтительному направлению миграции. 

Так, Хлебная площадь в центре превратилась в уютное место для прогулок и городских активностей. Привокзальный бульвар после реконструкции стал красивейшей парковой зоной. А Млечный парк в Академическом районе стал целым кластером для отдыха и развлечений с аттракционами, спортплощадками и фудкортами.

Не отстают и частные девелоперы – набережная Вторчермета от ЛСР интегрирована с ресторанами, галереями, сувенирными лавками. А музейный кластер "Ракета" объединил исторические здания под общественные функции. Плотинка и Площадь 1905 года после реконструкции стали новыми точками притяжения для ивентов - в 2023-м там прошло свыше 200 мероприятий, собравших более полумиллиона посетителей. 

Кроме того, стремительно развивается рынок гибких офисных пространств, с сопутствующей инфраструктурой в виде конгресс-холлов, конференц залов, экспозиционных пространств различных форматов, креативных кластеров. Появились различные многофункциональные и трансформируемые пространства, позволяющие удовлетворять постоянно меняющийся запрос бизнеса и аудитории, различные кластеры, объединяющие под одной крыше похожие функции, гибридные пространства (соединяющие в себе социальную функцию и коммерцию).

Среди ярких новых проектов я бы назвал технопарк "Сфера" площадью 25 000 кв.м, объединяющий коворкинги, выставочные залы и конгресс-холл, креативный кластер "Винзавод" на месте старых цехов знаменитого завода и мультифункциональный комплекс "Платформа" в бывших железнодорожных мастерских.

Отмечу, что в последние годы аудитория общественных пространств в Екатеринбурге значительно расширилась и омолодилась. Если раньше это были в основном семьи с детьми и пенсионеры, то сейчас активными посетителями стали молодежь, студенты и представители креативных профессий. Запросы аудитории также существенно изменились. Современным посетителям нужны не просто парки для прогулок, а многофункциональные пространства для работы, общения, отдыха и развлечений. Востребованы коворкинг-зоны, образовательные и лекционные площадки, фудкорты и места для ивентов. Большим спросом пользуются интерактивные форматы - иммерсивные выставки, перформансы, фестивали новых видов искусства. Молодежь ценит возможность самовыражения и соучастия в формировании самого пространства. Критически важны качество зон отдыха, разнообразие активностей, возможности для фотогеничного досуга и создания контента для соцсетей.

Не хватает общественных пространств в регионах. Есть такой запрос и он превышает предложение значительно.

Также сегодня серьезное внимание уделяется безбарьерной среде с грамотной эргономикой и логистикой для всех групп населения по принципам универсального дизайна. Как, например, на Плотинке после реконструкции. Пространства меняются и усложняются постоянно. Нарастает набор функций, собираемых в одном месте, гибкость и универсальность. Скорее всего общественные пространства впитают в себя новые технологии и функции и станут полностью неузнаваемы.


2024-07-10 16:47:32



подпишись НА эксклюзивные новости cre