10
дни
10
часы

GVA Sawyer и КПМГ проанализировали спрос на качественную офисную недвижимость

GVA Sawyer и КПМГ, международная сеть фирм, предоставляющая аудиторские, налоговые и консультационные услуги,  провели опрос крупных компаний Москвы и Санкт-Петербурга с целью выявить связь между общеэкономическими характеристиками деятельности компаний, их планами на ближайшие 6-12 месяцев и спросом на качественную офисную недвижимость класса А и B+/B.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:
•    У 42% респондентов в 2009 г. не произошло изменения затрат на офисную недвижимость. 35% компаний отметили, что им удалось снизить затраты за счет снижения арендной ставки. 12% отметили, что им удается сдавать часть помещений в субаренду. При этом в секторе строительства и девелопмента ситуация существенно отличается. Лишь в 13% случаев удалось снизить арендную ставку, в 74% случаев не произошло изменений. Связано это, скорее всего, с наличием собственного офиса у компаний данного сектора. В секторе В2В б?льшая часть компаний, нежели в генеральной совокупности, провела оптимизацию затрат на недвижимость (10%) и сумела сдать помещения в субаренду (20%).

•    Существует устойчивая и очевидная связь между сокращением штатов и сокращением затрат на недвижимость. Среди компаний, которые проводили сокращение в текущем году (в том числе с последующим набором сотрудников), 50% добились снижения затрат на недвижимость за счет сокращения арендной ставки. При этом у 78% из них доход в текущем году сократился, у 11% остался на прежнем уровне, еще у 11% вырос.

•    Б?льшая часть компаний (57%) не предполагает в ближайшее время изменений своих затрат на офисную недвижимость.
•    В ближайшем будущем ни одна из компаний не планирует снижения численности персонала. При этом 42% респондентов планируют дополнительный набор. Например, в секторе строительства и девелопмента 63% планирует набор нового персонала. Однако около 70% компаний инвестиционного и финансового секторов не планируют набор нового персонала.

•    Для арендодателя такая картина свидетельствует о значительном потенциале для роста ставок в среднесрочной перспективе. В кризисный период многие арендодатели находили компромисс с арендаторами, снижая и/или фиксируя ставки на определенный период (6  или 12 месяцев). Можно предположить, что по истечении этого периода ставки могут начать увеличиваться. Хотя очевидно, арендаторы не желают изменять затраты на недвижимость (57% респондентов).

•    Оживление на рынке аренды офисной недвижимости будет происходить в ближайший год прежде всего за счет переезда компаний в более качественные офисы, но без изменения бюджета.

•    Рост арендной ставки не превысит темпов инфляции. Можно констатировать, что падение ставок прекратилось, и уже нет такого давления арендаторов по дальнейшему снижению ставок аренды, как наблюдалось в 2008-2009 гг.

•    Наиболее устойчивыми с точки зрения дохода являются компании среднего бизнеса. Среди крупного бизнеса у большего числа респондентов доход изменился (как в большую, так и в меньшую сторону).

•    На следующий год большинство компаний, участвующих в опросе, планирует увеличение дохода. Сокращения дохода не ожидает ни один из респондентов. Это косвенно свидетельствует о скором окончании кризиса с точки зрения российского бизнеса. Среди компаний, увеличивших доход в 2009 г., почти все опрошенные (85%) планируют дальнейший рост дохода.

•    В подавляющем большинстве компаний, планирующих привлечение стратегического инвестора, доход сократился в 2009 г. При этом в будущем не прогнозируется дальнейшее сокращение дохода, но планируются структурные изменения в бизнесе, связанные в основном с покупкой  компаний и/или активов.

•    Около 30% компаний вели в последние годы достаточно консервативную финансовую политику. Эти компании не осуществляли масштабные инвестиции в недвижимость, не зависели от кредитных ресурсов в 2009 г., не планируют привлекать кредитные ресурсы в будущем.

•    Из компаний, которые планируют масштабные инвестиции, но не осуществлявших их в последние 3 года, 50% и далее не планируют привлечение дополнительного финансирования. При этом 25% компаний из этой подвыборки планируют выход на рынки капитала (лишь 4% всех респондентов). Все компании, которые планируют выход на рынки капитала и/или масштабные инвестиции, являются представителями крупного бизнеса, успешно реструктурировали кредит в 2009 г., планируют увеличение дохода и расширение бизнеса за счет приобретения активов.

Опрос проводился в апреле-мае 2010 года. В исследовании приняли участие 56 компаний. Основным регионом исследования стал Санкт-Петербург. Структура выборки в целом соответствует структуре арендаторов бизнес-центров класса А и В+/В.


иГРОКИ РЫНКА

Аудит и оценка

КПМГ в России и СНГ

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Открытие

«Леонардо» улетит в «Космос»

В ТРК «Космос» в Челябинске откроется «Леонардо».  
 
20.08
Проект

«Павелецкой плазе» дали старт

Mall Management Group получила разрешение на строительство торгового центра «Павелецкая плаза».
 
19.08
Переговоры

Где разместится второй офис Huawei?

Huawei откроет второй крупный офис в Москве. Сейчас компания выбирает между двумя площадками.
 
19.08
Сделка

CBRE эксклюзивно займется «Павелецкой Плазой»

CBRE выбрана эксклюзивным консультантом по сдаче в аренду «Павелецкой Плазы».

20.08
Игроки рынка

«Тинькофф» разочаровался в «Акватории»

«Тинькофф» отказался от перевода штаб-квартиры в строящийся БЦ «Акватория» и теперь рассматривает новые варианты. Предполагалось, что штаб-квартира займет на территории бизнес-центра более 68 тыс. кв. м, и переезд осуществится в 2022 г. Причины срыва сделки руководство банка не озвучивает.
20.08
Назначения

Новое назначение в «М.Видео-Эльдорадо»

Группа «М.Видео-Эльдорадо» объявляет о новом назначении.
 
19.08
Назначения

Новое назначение в CBRE

К команде маркетинга и PR компании CBRE присоединилась Надежда Орёлкина в должности руководителя по корпоративным коммуникациям.
20.08

подпишись НА эксклюзивные новости cre