Традиционные ценности в строительстве — «назад в монументальное будущее»

Монументальное искусство возвращается в объекты строительства. В среде архитекторов, искусствоведов, художников всегда говорили о необходимости внедрения традиционных форм искусства для формирования облика и культурного пространства городов. Последнее время большое внимание уделялось не всегда понятному большинству людей и не имеющему своего места в жилых объектах сегмента массмаркета, современному искусству, тогда как монументальное отошло на второй план. Невозможность интеграции современного арта в архитектурную среду и забвение монументального искусства отразились на всех типовых застройках, что отрицательно повлияло на формирование качественной среды. О возвращении к традициям монументального строительства рассуждает Андрей Ананьев, эксперт-консультант по проектам монументального искусства в девелопменте, основатель частной авторской мастерской, художник-монументалист, представитель творческой династии, участник международных и отечественных проектов.
6571
Изображение взято из источника: Пресс-служба Андрея Ананьева
Откровенно говоря, большинство девелоперских проектов не отличались и минимальным качеством среды, хотя в последнее время девелоперы вынуждены были заняться благоустройством территорий и интеграцией культурной инфраструктуры ввиду жёсткой конкуренции и задач, транслируемых градоначальниками.
 
Конкуренция в текущем периоде кризисов становится всё жёстче, а значит качество среды будет влиять на решение о покупке сильнее. При этом не следует забывать об эмоциональной составляющей в принятии покупателем решения приобрести недвижимость. Понятно, что факторы удобства, доступности, благоустройства, функциональности, наличия инфраструктуры очень важны. Часто из поля зрения выпадает важнейший фактор - положительные эмоции, которые не только побуждают к покупке, но и обеспечивают поддержку жизненного тонуса покупателей в дальнейшем, делают жизнь резидентов качественней. Такие эмоции потенциальный покупатель может получить только благодаря искусству, грамотно и точно вписанному в архитектурную среду. Взаимодействие архитектуры и монументального искусства формирует «индивидуальную упаковку» проекта и позволяет вывести объект на новый уровень понимания социальных задач, стоящих перед девелопером.
 
Средовая психология и социология давно доказали: типовая депрессивная архитектура «без излишеств» с высокой плотностью заселения ведёт к росту социального напряжения и повышает уровень агрессии. К слову сказать, не зря общемировая практика на законодательном уровне обязывает выделять 1-2% бюджета строительства на разные формы искусства, запуская таким образом механизм взаимодействия девелоперов с архитекторами и монументалистами во благо общества. В России со времён постановления Хрущёва «о борьбе с украшательством» наблюдались совершенно обратные процессы — такое ощущение, что население целенаправленно погружали в депрессивную среду. В начале нового века немного оживилась архитектура с интегрированными в нее направлениями монументального искусства в сегментах люкс и премиум, а массовая застройка до сих пор продолжает наглядно демонстрировать тенденцию на угнетение. На плечи застройщиков строительного массмаркета ложатся новые социальные задачи - поддержание духа населения и развитие человеческого потенциала, а это возможно сделать только обратившись к архитекторам и художникам-монументалистам, способным «оживить» любой объект недвижимости.
 
Возможно, девелопер задаст вопрос «И что, опять нужны дополнительные затраты?» Отнюдь. Монументальное искусство можно интегрировать в каждый проект на любом этапе его реализации, вписываясь в стандартный маркетинговый бюджет — 5-10% бюджета строительства. То есть в структуре этих привычных уже 5-10% будет новая строка «монументальное», которая позволит легче привлекать покупателей и быстрее осуществлять продажи. При нынешнем «кризисе жанра» маркетинга жилых объектов монументальное искусство — свежая кровь, которая позволит открыть второе дыхание на длительной дистанции - от замысла проекта до старта продаж и его полной реализации. Создавая индивидуальный образ и повышая качество среды за счёт художественных элементов: скульптуры, мозаики, витражей, панно, росписей, малых архитектурных форм, живописи девелопер малыми средствами увеличивает продажи и повышает капитализацию объекта.
 
В недавнем Указе Президента о сохранении и укреплении традиционных ценностей одной из целей государственной политики сформулировано формирование государственного заказа на создание произведений искусства, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, а значит у девелоперов появится еще одна возможность для диалога между бизнесом и властью, результатом которого может стать появление объектов с качественно новой средой и формирование неповторимого облика российских городов.
 
Немаловажным фактором принятия решения об интеграции монументального становится и поддержка государственного курса на сохранение и укрепление традиционных ценностей. Для России возвращение к приоритетам традиционной культуры означает укрепление основ и консолидации общества на всех уровнях, и социально ответственному бизнесу в этом процессе будет отведена значительная роль. Одновременно решая задачи стабилизации и упрочения экономики в парадигме культурных традиций, бизнес будет укреплять свои позиции.
 
Оживить проект привнесением элементов монументального искусства, повторюсь, можно на любом этапе строительства. Главное — найти профессионала и вступить с ним в продуктивное взаимодействие. Что для этого нужно? Обязательно смотреть на уровень образования — годы и десятилетия полной неразберихи в вопросах культуры и искусства привели к тому, что на арт-рынке существует огромное количество непрофессиональных кадров. Профильное образование — это первое. Второе — портфолио. Коль скоро мы говорим о принятии курса на восстановление роли традиционных ценностей в жизни общества, в портфолио обязательно должно быть наличие объектов культурного наследия. Конечно, важная часть портфолио — участие в отечественных и международных выставках и проектах, но без работы с культурным наследием понимание традиций не может быть полным. Третье, разумеется, найти «своего» художника, подобно тому, как каждому человеку хорошо будет найти «своего доктора». Творческая работа по возвращению столь необходимых «излишеств» в объекты требует «тонких настроек». Взаимопонимание и грамотное осмысление задач проекта во взаимодействии с профессионалом — залог успешной реализации с превосходящими показателями продаж.
 
Резюмируя все предпосылки и выгоды интеграции монументального искусства в девелоперские проекты, ещё раз расставлю акценты по основным направлениям:

внутренняя политика государства, как ожидалось, фиксирует курс на традиционные ценности, и это не может не отразиться на объектах девелопмента;

социальная ответственность бизнеса реализуется через создание качественной среды для физического и ментального здоровья человека и общества;

выгода от монументального искусства обозрима как в краткосрочной перспективе - за счёт увеличения продаж при том же уровне затрат, так и в долгосрочной - за счёт более высокой капитализации активов.

Всем желаю успешных проектов!


Материалы по теме

Источник: Moscow Towers
KnowHow

Как изменились технологии в строительстве небоскребов

ММДЦ «Москва-Сити» продолжает активно развиваться и реализовывать новые амбициозные проекты, в рамках которых применяются передовые инженерные и архитектурные решения. Что нового «Москва-Сити» может предложить арендаторам, на примере Moscow Towers - самого близкого к завершению небоскреба в деловом кластере – рассказывают Александр Паршин, генеральный директор ООО «Гранд Сити», компании — застройщика Moscow Towers, и Александр Енгалычев, генеральный директор компании-проектировщика инженерных систем небоскреба. Общая площадь Moscow Towers составляет 400 000 кв. м, площадь офисов по ВОМА - 260 000 кв. м, высота 62-этажного здания составит 283 метра.
09.11
Источник: MAD Architects
Точка зрения

Гостиничное комбо: перспективы строительства отелей под двойным брендом

Пандемия стала тяжелым испытанием для гостиничного бизнеса, вынудив его оперативно приспосабливаться к новым реалиям. Сейчас индустрия гостеприимства столкнулась с очередными вызовами, а парировать их необходимо, в том числе при помощи отхода от консервативных моделей роста. Помочь сохранить темпы и устойчивость развития сетевых отелей может нестандартный, но крайне интересный формат гостиниц под двойным брендом. Об особенностях формата рассказывает Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects.
26.10
Источник: Asterus
Точка зрения

Нацстандарт «зеленого» строительства – что это для инвестора

В мае в России объявили о старте разработки национальной системы «зеленой» оценки и сертификации зданий. Это – закономерная реакция на уход с отечественного рынка самых популярных систем международной сертификации. Новые стандарты, разрабатываемые экспертным сообществом, находятся на стадии апробации. Их испытывают на нескольких столичных проектах, в их числе оказался и московский бизнес-парк класса «А» в Покровском-Стрешневе от компании ASTERUS. О плюсах отечественной «зеленой» сертификации для девелоперов рассказывает Константин Авксентьев, руководитель архитектурного департамента ASTERUS.
03.08

журнал CRE 20 (419)

Ноябрь 2
CRE №20 (419) вышел из печати. Номер выпущен при поддержке: Apollax Spacе   KR Properties   Группа компаний «Пионер» PDF-версия журнала доступна ЗДЕСЬ В НОМЕРЕ: Актуально РЕДКИЕ КАДРЫ Рынок труда - под влиянием разнонаправленных тенденций Тема номера ОFFICE VIVENDI Останется ли офис HR-брендом? Репортаж А МЫ КРЕПЧАЕМ Ведущие игроки обсудили перспективы рынка FM- и PM-услуг Тренды СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ СКЛАДОВ Эксперты ожидают бума складов и логистических п...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (21-27 ноября)

Крупнейшая сделка на рынке торговой недвижимости, первый двухэтажный магазин SELA в рамках проекта Melon Fashion Group по увеличению всех своих форматов, открытие новых торговых центров ADG Group, успехи AFI Development в заполнении офисных площадей, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
27.11
Источник: Malltech
Открытие

В пермской «Планете» открылся MOVE

Мультибрендовый магазин с товарами таких брендов, как Adidas, Reebok и Puma, занял 158 кв. м на втором этаже ТРЦ. Напомним, ранее MOVE также начал работу в ТРЦ «Планета» в Красноярске.
29.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

На смену якорю

Уход брендов, сокращение и переформатирование контента в кинотеатрах, спад доходов и кардинальное изменение потребительского поведения продолжают влиять на торговые центры. Очевидно уже и то, что «батутные парки», «веревочные пространства» и «студии танца» точно не приведут трафик такого же уровня и качества, как некогда кинотеатры и знаковые бренды, и игрокам все-таки придется и искать новые «якоря», и – де-факто – работать с покупателями с чистого листа.

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.

30.11
Источник: KR Properties
Проект

KR Properties откроет БЦ на 17 тыс. кв. м в «Рассвете»

Компания вывела на продажу помещения под офисы и стрит-ритейл в бизнес-центре «Королев». Сроки реконструкции исторического здания не уточняются.
29.11
Источник: Ghelamco
Переговоры

Ghelamco продает свой логопарк на Дмитровском шоссе

Претендентами на складской комплекс площадью 243 тыс. кв. м и 30 га земли на севере Подмосковья в пределах ЦКАД называют Central Properties, «Венталл», Vesper и PLT. Консультантом сделки выступает CORE.XP. Стоимость оценивается в сумму около 11 млрд рублей. Инвестиции в складской сектор в этом году могут поставить новый рекорд с большим отрывом от предыдущих.
01.12
Источник: Пресс-служба группы RBI
Проект

На бывшем питерском хлебозаводе приобщат к культуре

RBI ввела в эксплуатацию реконструированный Левашовский хлебозавод.
 
29.11
Источник: cre.ru
Назначения

«Самолет» займется гостеприимством

Экс-глава Cosmos Hotel Group и ТРЦ «Метрополис» перешел на работу в «Самолет».
 
30.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre