Откровенно говоря, большинство девелоперских проектов не отличались и минимальным качеством среды, хотя в последнее время девелоперы вынуждены были заняться благоустройством территорий и интеграцией культурной инфраструктуры ввиду жёсткой конкуренции и задач, транслируемых градоначальниками.
Конкуренция в текущем периоде кризисов становится всё жёстче, а значит качество среды будет влиять на решение о покупке сильнее. При этом не следует забывать об эмоциональной составляющей в принятии покупателем решения приобрести недвижимость. Понятно, что факторы удобства, доступности, благоустройства, функциональности, наличия инфраструктуры очень важны. Часто из поля зрения выпадает важнейший фактор - положительные эмоции, которые не только побуждают к покупке, но и обеспечивают поддержку жизненного тонуса покупателей в дальнейшем, делают жизнь резидентов качественней. Такие эмоции потенциальный покупатель может получить только благодаря искусству, грамотно и точно вписанному в архитектурную среду. Взаимодействие архитектуры и монументального искусства формирует «индивидуальную упаковку» проекта и позволяет вывести объект на новый уровень понимания социальных задач, стоящих перед девелопером.
Средовая психология и социология давно доказали: типовая депрессивная архитектура «без излишеств» с высокой плотностью заселения ведёт к росту социального напряжения и повышает уровень агрессии. К слову сказать, не зря общемировая практика на законодательном уровне обязывает выделять 1-2% бюджета строительства на разные формы искусства, запуская таким образом механизм взаимодействия девелоперов с архитекторами и монументалистами во благо общества. В России со времён постановления Хрущёва «о борьбе с украшательством» наблюдались совершенно обратные процессы — такое ощущение, что население целенаправленно погружали в депрессивную среду. В начале нового века немного оживилась архитектура с интегрированными в нее направлениями монументального искусства в сегментах люкс и премиум, а массовая застройка до сих пор продолжает наглядно демонстрировать тенденцию на угнетение. На плечи застройщиков строительного массмаркета ложатся новые социальные задачи - поддержание духа населения и развитие человеческого потенциала, а это возможно сделать только обратившись к архитекторам и художникам-монументалистам, способным «оживить» любой объект недвижимости.
Возможно, девелопер задаст вопрос «И что, опять нужны дополнительные затраты?» Отнюдь. Монументальное искусство можно интегрировать в каждый проект на любом этапе его реализации, вписываясь в стандартный маркетинговый бюджет — 5-10% бюджета строительства. То есть в структуре этих привычных уже 5-10% будет новая строка «монументальное», которая позволит легче привлекать покупателей и быстрее осуществлять продажи. При нынешнем «кризисе жанра» маркетинга жилых объектов монументальное искусство — свежая кровь, которая позволит открыть второе дыхание на длительной дистанции - от замысла проекта до старта продаж и его полной реализации. Создавая индивидуальный образ и повышая качество среды за счёт художественных элементов: скульптуры, мозаики, витражей, панно, росписей, малых архитектурных форм, живописи девелопер малыми средствами увеличивает продажи и повышает капитализацию объекта.
В недавнем Указе Президента о сохранении и укреплении традиционных ценностей одной из целей государственной политики сформулировано формирование государственного заказа на создание произведений искусства, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, а значит у девелоперов появится еще одна возможность для диалога между бизнесом и властью, результатом которого может стать появление объектов с качественно новой средой и формирование неповторимого облика российских городов.
Немаловажным фактором принятия решения об интеграции монументального становится и поддержка государственного курса на сохранение и укрепление традиционных ценностей. Для России возвращение к приоритетам традиционной культуры означает укрепление основ и консолидации общества на всех уровнях, и социально ответственному бизнесу в этом процессе будет отведена значительная роль. Одновременно решая задачи стабилизации и упрочения экономики в парадигме культурных традиций, бизнес будет укреплять свои позиции.
Оживить проект привнесением элементов монументального искусства, повторюсь, можно на любом этапе строительства. Главное — найти профессионала и вступить с ним в продуктивное взаимодействие. Что для этого нужно? Обязательно смотреть на уровень образования — годы и десятилетия полной неразберихи в вопросах культуры и искусства привели к тому, что на арт-рынке существует огромное количество непрофессиональных кадров. Профильное образование — это первое. Второе — портфолио. Коль скоро мы говорим о принятии курса на восстановление роли традиционных ценностей в жизни общества, в портфолио обязательно должно быть наличие объектов культурного наследия. Конечно, важная часть портфолио — участие в отечественных и международных выставках и проектах, но без работы с культурным наследием понимание традиций не может быть полным. Третье, разумеется, найти «своего» художника, подобно тому, как каждому человеку хорошо будет найти «своего доктора». Творческая работа по возвращению столь необходимых «излишеств» в объекты требует «тонких настроек». Взаимопонимание и грамотное осмысление задач проекта во взаимодействии с профессионалом — залог успешной реализации с превосходящими показателями продаж.
Резюмируя все предпосылки и выгоды интеграции монументального искусства в девелоперские проекты, ещё раз расставлю акценты по основным направлениям:
внутренняя политика государства, как ожидалось, фиксирует курс на традиционные ценности, и это не может не отразиться на объектах девелопмента;
социальная ответственность бизнеса реализуется через создание качественной среды для физического и ментального здоровья человека и общества;
выгода от монументального искусства обозрима как в краткосрочной перспективе - за счёт увеличения продаж при том же уровне затрат, так и в долгосрочной - за счёт более высокой капитализации активов.
Всем желаю успешных проектов!
Конкуренция в текущем периоде кризисов становится всё жёстче, а значит качество среды будет влиять на решение о покупке сильнее. При этом не следует забывать об эмоциональной составляющей в принятии покупателем решения приобрести недвижимость. Понятно, что факторы удобства, доступности, благоустройства, функциональности, наличия инфраструктуры очень важны. Часто из поля зрения выпадает важнейший фактор - положительные эмоции, которые не только побуждают к покупке, но и обеспечивают поддержку жизненного тонуса покупателей в дальнейшем, делают жизнь резидентов качественней. Такие эмоции потенциальный покупатель может получить только благодаря искусству, грамотно и точно вписанному в архитектурную среду. Взаимодействие архитектуры и монументального искусства формирует «индивидуальную упаковку» проекта и позволяет вывести объект на новый уровень понимания социальных задач, стоящих перед девелопером.
Средовая психология и социология давно доказали: типовая депрессивная архитектура «без излишеств» с высокой плотностью заселения ведёт к росту социального напряжения и повышает уровень агрессии. К слову сказать, не зря общемировая практика на законодательном уровне обязывает выделять 1-2% бюджета строительства на разные формы искусства, запуская таким образом механизм взаимодействия девелоперов с архитекторами и монументалистами во благо общества. В России со времён постановления Хрущёва «о борьбе с украшательством» наблюдались совершенно обратные процессы — такое ощущение, что население целенаправленно погружали в депрессивную среду. В начале нового века немного оживилась архитектура с интегрированными в нее направлениями монументального искусства в сегментах люкс и премиум, а массовая застройка до сих пор продолжает наглядно демонстрировать тенденцию на угнетение. На плечи застройщиков строительного массмаркета ложатся новые социальные задачи - поддержание духа населения и развитие человеческого потенциала, а это возможно сделать только обратившись к архитекторам и художникам-монументалистам, способным «оживить» любой объект недвижимости.
Возможно, девелопер задаст вопрос «И что, опять нужны дополнительные затраты?» Отнюдь. Монументальное искусство можно интегрировать в каждый проект на любом этапе его реализации, вписываясь в стандартный маркетинговый бюджет — 5-10% бюджета строительства. То есть в структуре этих привычных уже 5-10% будет новая строка «монументальное», которая позволит легче привлекать покупателей и быстрее осуществлять продажи. При нынешнем «кризисе жанра» маркетинга жилых объектов монументальное искусство — свежая кровь, которая позволит открыть второе дыхание на длительной дистанции - от замысла проекта до старта продаж и его полной реализации. Создавая индивидуальный образ и повышая качество среды за счёт художественных элементов: скульптуры, мозаики, витражей, панно, росписей, малых архитектурных форм, живописи девелопер малыми средствами увеличивает продажи и повышает капитализацию объекта.
В недавнем Указе Президента о сохранении и укреплении традиционных ценностей одной из целей государственной политики сформулировано формирование государственного заказа на создание произведений искусства, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, а значит у девелоперов появится еще одна возможность для диалога между бизнесом и властью, результатом которого может стать появление объектов с качественно новой средой и формирование неповторимого облика российских городов.
Немаловажным фактором принятия решения об интеграции монументального становится и поддержка государственного курса на сохранение и укрепление традиционных ценностей. Для России возвращение к приоритетам традиционной культуры означает укрепление основ и консолидации общества на всех уровнях, и социально ответственному бизнесу в этом процессе будет отведена значительная роль. Одновременно решая задачи стабилизации и упрочения экономики в парадигме культурных традиций, бизнес будет укреплять свои позиции.
Оживить проект привнесением элементов монументального искусства, повторюсь, можно на любом этапе строительства. Главное — найти профессионала и вступить с ним в продуктивное взаимодействие. Что для этого нужно? Обязательно смотреть на уровень образования — годы и десятилетия полной неразберихи в вопросах культуры и искусства привели к тому, что на арт-рынке существует огромное количество непрофессиональных кадров. Профильное образование — это первое. Второе — портфолио. Коль скоро мы говорим о принятии курса на восстановление роли традиционных ценностей в жизни общества, в портфолио обязательно должно быть наличие объектов культурного наследия. Конечно, важная часть портфолио — участие в отечественных и международных выставках и проектах, но без работы с культурным наследием понимание традиций не может быть полным. Третье, разумеется, найти «своего» художника, подобно тому, как каждому человеку хорошо будет найти «своего доктора». Творческая работа по возвращению столь необходимых «излишеств» в объекты требует «тонких настроек». Взаимопонимание и грамотное осмысление задач проекта во взаимодействии с профессионалом — залог успешной реализации с превосходящими показателями продаж.
Резюмируя все предпосылки и выгоды интеграции монументального искусства в девелоперские проекты, ещё раз расставлю акценты по основным направлениям:
внутренняя политика государства, как ожидалось, фиксирует курс на традиционные ценности, и это не может не отразиться на объектах девелопмента;
социальная ответственность бизнеса реализуется через создание качественной среды для физического и ментального здоровья человека и общества;
выгода от монументального искусства обозрима как в краткосрочной перспективе - за счёт увеличения продаж при том же уровне затрат, так и в долгосрочной - за счёт более высокой капитализации активов.
Всем желаю успешных проектов!