Мультиформатность – тренд развития сетевых ритейлеров

Кризис стал серьезным испытанием для отечественного рынка потребительских товаров и услуг. Для ряда компаний это испытание стало последним в их жизни, другие сократили объем своего присутствия на рынке, однако есть компании, которые, наоборот, расширили свою сеть за счет покупки разорившихся торговых операторов и развития новых направлений деятельности.
1866
Автор: Cre

Ярко выраженные тенденции в условиях кризиса:

1) смещение спроса и предложения в сторону эконом-класса

2) пересмотр якорями и мини-якорями размеров арендуемых торговых площадей в сторону уменьшения

3) коррекция арендных ставок и переход к оплате арендных платежей в форме процента от оборота

4) сужение программ экспансии торговых сетей в регионы

5) появление новых торговых марок (зарубежных, столичных и региональных)

6) выход крупных компаний на новые сегменты рынка, которые раньше казались им неинтересными или мелкими

Концентрированно эти тенденции проявились в мультиформатности успешных крупных торговых сетей (формат – это большой набор параметров, описывающих технологию и организацию типового торгового предприятия ритейлера. – Прим. автора). Мультиформатность позволяет существенно диверсифицировать риски.

Проследим за этой тенденцией на примере четырех категорий арендаторов: продукты, одежда, спорттовары и общественное питание. Отмечу, что набор параметров формата для каждой категории ритейлеров различается, что определяется их спецификой.

Группа продуктовых ритейлеров – самая мощная и наиболее «продвинутая» в совершенствовании бизнеса, что, естественно, связано с удовлетворением одной из главных потребностей людей возникающей ежедневно. В таблице приведены основные параметры некоторых мультибрендовых сетей, которые позволят иллюстрировать повествование статьи. Для продуктовых ритейлеров основными параметрами формата являются площадь торговой точки и тип магазина, предлагаемый ассортимент товаров, категория обслуживаемых покупателей, которая отражена в классе магазина (параметры форматов торговых сетей приведены без редактирования, из материалов, представленных на официальных сайтах или опубликованных торговыми сетями в СМИ. – Прим. автора).

X5 Retail Group представлена своими наиболее известными и крупными сетями, которые предлагают очень широкий спектр предложений, от магазина у дома до гипермаркета, от эконом-класса до премиум-класса.

Интересны решения компании «Ашан», которая стала популярна в нашей стране своими гипермаркетами, а затем начала развивать облегченные версии гипермаркетов «Ашан-Сити» и жесткий дискаунтер «Радуга», супермаркеты «Атак» и магазин в магазине «Ашан-Сад», который функционирует внутри гипермаркета.

Группа компаний Metro Group вышла на российский рынок сначала магазинами мелкооптовой торговли для предприятий розничной торговли и общественного питания – Metro Cash & Carry, затем появились гипермаркеты – Real, и сейчас заявлено о намерении развивать сеть малоформатных магазинов Metro Punct, которые будут ориентированы на продажу свежих продуктов.

Лидер продуктового ритейла, компания «Магнит», развивает сети от минисупермаркетов до гипермаркетов экономкласса.

Опыт компании «Виктория» интересен тем, что наряду с торговыми сетями разноклассовых супермаркетов и магазинов у дома, представлена сеть мелкооптовой торговли «Кэш» в сегменте Horeca.

Компания «Дикси» успешно развивает торговлю в эконом-классе и предлагает наряду с привычными форматами оригинальный формат «компактного гипермаркета». Не менее интересны решения, предложенные яркими представителями ритейла премиум-класса «Азбука вкуса», часть собственников, которой начали развивать сеть супермаркетов эконом класса «Оливье», и опыт собственников сети «Глобус Гурмэ», которые предложили новый уникальный формат «Жуковка Гурмэ» – гастроном + аристократичный базар. Радует большое разнообразие предложений и творческий подход «капитанов» продовольственного бизнеса.

В одежной категории показателен пример мультиформатности крупной испанской корпорации Inditex, которая представлена брендами Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Zara Home, Stradivarius и Uterque, которые предлагают женскую и мужскую одежду и женское белье для разных возрастов, всевозможных стилей, от демократичной casual (джинсы и футболки) до классической премиум-класса и роскошной одежды для торжественных мероприятий. Существенно то, что коллекции отражают модные тенденции и отслеживают настроения и пожелания покупателей.

Группа «ДжамильКо» представляет в России одежные бренды Burberry, Chaument, Dormeuil, Hermes, J.M. Weston, Salvatore Ferragamo, Sonia Rykiel, Wolford, Escada. Аффилированная с «ДжамильКо» компания «ЛВБ», занимается развитием в России марок повседневной одежды Naf Naf, Chevignon, Guess и Timberland. «Русская торговая группа» продвигает на российском рынке одежные бренды «Морган», «Британский Дом», C&A. В категории спортивных товаров международный оператор «Декатлон» развивает сеть гипермаркетов в трех форматах, на площадях 12 000, 8000 и 4000 кв. м, а предлагаемый ассортимент товаров составляет около 30 000 наименований. Отечественный оператор «Спортмастер» продает спортивные товары в супермаркетах и гипермаркетах площадью до 4500 кв. м, а ассортиментный перечень – более 15 000 позиций. Наряду с супермаркетами «Спортмастер» развиваются сети монобрендовых магазинов Columbia, «Спортландия», Footterra, O’Neill. Аналогичной стратегии придерживается компания «Спортград», которая развивает сети супермаркетов «Спортград» и монобрендовые магазины фирмы Nike по франшизе.

Мультиформатность в общественном питании проиллюстрируем на трех примерах. Самый известный в России международный бренд быстрого питания «Макдональдс» сейчас развивает свою сеть в 3 форматах: 1) отдельно стоящее здание площадью около 400 кв. м с возможностью организации блока «Макавто»; 2) точка на фудкорте ТРЦ, площадь 150 кв. м; 3) киоски. Схожую схему использует и компания «Теремок», сеть быстрого питания (блины), которая использует 3 формата: уличные киоски, павильоны, рестораны.

Компания Traveler's Coffee развивает свой бизнес в 4 форматах: 1) «Эспрессо бар», местоположение – БЦ и ТРЦ, площадь – 12–15 кв. м, число посадочных мест – 10–12; 2) кофейня формата «Торговый центр», местоположение – ТРЦ, площадь – до 130 кв. м, число посадочных мест – 60–89; 3) кофейня формата In line, центральные улицы города, площадь – до 150 кв. м, число посадочных мест – 90–119; 4) кофейня формата «Флагман», центральные улицы города, площадь – до 150 кв. м, число посадочных мест – 120–270.

Следует отметить, что развитие торговых сетей происходит по двум направлениям:

1)собственными силами; 2) по франчайзинговым схемам.

Успех развития торговой сети в регионе в первую очередь зависит от степени проработанности формата. Не все компании удовлетворены работой своих франчайзи. Порой головная компания скупает все франчайзинговые магазины и продолжает их развитие самостоятельно. Но есть и весьма успешные массовые проекты развития сетей по франшизе.

Мультибрендовость показала свою эффективность в трудные времена кризиса и, очевидно, будет совершенствоваться и становиться более унифицированной и многообразной. Лидеры рынка уже начали осваивать смежные категории ритейла, в частности X5 Retail Group начинает развивать направления детских товаров и парфюмерии, а компания «Лента» – концепцию one-stop shopping: в гипермаркете предоставляют услуги химчистка, театральная касса, компании сотовой связи, фотоателье, кафе, аптека, туристическая компания. Хочется верить, что это только начало. Все лучшее нас ждет впереди.

Геннадий Федотов, начальник отдела брокериджа Larry Smith International




Поделиться

16030

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

подпишись НА эксклюзивные новости cre