Ритейл-парки на канадский манер
Основанная в 1992 году Trinity Developments - лидер на канадском рынке девелопмента торговой недвижимости. Компания построила более 2 млн кв.м. торговых площадей по всей Канаде и в Соединенных Штатах. Среди партнеров Trinity Developments такие компании как: Costco, Home Depot, Loblaws, Lowe's и Walmart. Группа компаний Shenkman существует более 100 лет. Канадская девелоперская компания инвестирует в коммерческую и жилую недвижимость, а также различные предприятия.
Как указывается на сайте Trinity Russian Retail Partners, российский рынок ритейла – один из самых быстро развивающихся в мире. Среди проектов, опубликованных на сайте компании: ритейл-парк на Калужском шоссе (119 тыс.кв.м.), на Каширском шоссе (130 тыс.кв.м.), а также два ритейл-парка на МКАДе площадью 83 тыс.кв.м. и 210 тыс.кв.м.
Однако как рассказал газете «Ведомости» директор по инвестициям Trinity Russian Retail Partners Георгий Иванов, сейчас компания изучает в том числе и другие площадки. По его словам, TRRP рассматривает шесть участков рядом с МКАД, два из которых планирует приобрести до конца года.
В течение пяти лет Trinity Russian Retail Partners намерена инвестировать в строительство ритейл-парков в Московском регионе более $600 млн, включая как собственные, так и кредитные средства, рассказал изданию г-н Иванов.
Напомним, что недавно три новых проекта ритейл-парков представила также компания GVA Sawyer. Два из них будут построены в Московской области: в Волоколамске в 2012 году и в 2013 году в Дмитровском районе. Третий проект - ТРЦ «Адмирал» - откроется в Казани в 2012 году.
Стоит отметить, что пока ритейл-парков, по словам экспертов, в России нет. Ритейл-парк позиционируется, как экономичный объект, состоящий из крупных якорных арендаторов, предполагается, что зона развлечений, торговая галерея в нем может отсутствовать, поясняет Дмитрий Волков, директор департамента проектного брокериджа, консалтинга и оценки Praedium Oncor International. На сегодняшний день, по его словам, в России существуют объекты, которые позиционируются, как ритейл-парки, но с точки зрения общемирового понимания они таковыми не являются: это обычные традиционные торговые центры.
Как рассказывает Илья Кузнецов, директор, отдел стратегического консалтинга Cushman & Wakefield, попытки создания ритейл-парков предпринимаются уже давно, однако ни одного проекта такого типа до сих пор так и не было построено. Это, по мнению эксперта, связано с низкой доходностью ритейл-парков и ненасыщенностью рынка обычными торговыми центрами.
Примером ритейл-парка может быть «Ашан Алтуфьево», где на большом участке расположены «Ашан», «Декатлон» и «Леруа Мерлен», а также большая открытая парковка. Однако это не в чистой мере девелоперский проект, а строительство для собственных нужд компании «Ашан», отмечает г-н Кузнецов.
По мнению Дмитрия Волкова, есть большая вероятность того, что запланированные ритейл-центры могут в реальности работать в формате традиционного ритейла, а отличаться будет только внешнее позиционирование объекта. «Пока я бы рассматривал подобные заявления, как некую «фишку» на объекте», - говорит он.
Что касается девелопмента ритейл-парков, то в классическом понимании он предполагает строительство низкобюджетных сооружений (как правило, 3-5), сдачу корпусов в одни руки крупному арендатору, реализацию большой парковочной зоны. Благодаря экономии при строительстве и отсутствию потерь площадей при сдаче в аренду удается выйти на достаточно низкий уровень арендной ставки, не теряя в доходности, говорит г-н Волков. Потенциал развития у этого формата сосредоточен в регионах, поскольку стоимость земли - критическая цифра для такого проекта, добавляет Илья Кузнецов.