Галерея как стиль жизни

«Ирина Викторовна, у вас здесь так все красиво, так мне понравилось, что я своей жене тоже решил подарить галерею, – рассказывал хозяйке «Кукольной галереи Вахтановъ» один из посетителей. – Но, знаете, что­то у нее дело не пошло». Со стороны часто кажется, что если в арт­галерее все красиво (а это всегда так) и хозяйка – обаятельная женщина (как часто бывает), то и быть галеристом – дело приятное и необременительное. Но это не так. И одно из первых мест в большом списке проблем галериста занимает подбор подходящего помещения.

597
Автор: Светлана Данилова

Называться не значит быть
На звание галереи сегодня претендует множество заведений, по сути таковыми не являющиеся: музеи, магазины, мебельные салоны и т. д. Но отделить зерна от плевел можно. Во­первых, цель галереи – помочь найти клиенту произведение из той области искусства, на котором галерея специализируется. К примеру, галерея А. Шилова в тематику данной статьи не укладывается. Второй важный признак – уровень произведений искусства, с которыми работает галерея. Кто­то продает типовых матрешек и десятидолларовые постеры и гордо именует себя галереей, но этот дешевый сегмент правильнее назвать псевдоискусством. Полноценная галерея работает с оригинальными произведениями авторов, которые вошли в историю искусства. То есть они оценены и признаны критиками, искусствоведами, их имена и работы фигурируют в специализированных каталогах. Третий момент: галерея – это всегда частное дело. В Москве сегодня много так называемых галерей, открытых при чем­то или в чем­то. К примеру, при Музее современного искусства открыт арт­салон, где продаются работы Зураба Церетели и др., при Московском Доме фотографии работает галерея «Глаз» и т. д.
После отбора остается не так много настоящих арт­галерей. Сами галеристы считают, что в России их очень мало, по сравнению с Европой и США. Объяснение простое: отсутствие достаточного количества денег у людей с определенным культурным уровнем и отсутствие культурного уровня у людей с достаточным количеством денег. Целевая аудитория арт­галерей – удачные бизнесмены, топ­менеджеры и т. п., которые после удовлетворения разнообразных материальных потребностей захотели реализовать свою индивидуальность. «Наконец почувствовав себя комфортно в своем жилище, мы полноценно можем реализоваться как собиратели и коллекционеры визуального искусства, – рассказывает Наталья Григорьева, хозяйка фотогалереи имени братьев Люмьер. – И именно галерея должна помочь разобраться в качестве работ и уровне авторов».

Собраться в стаю
Для успешной работы галереям лучше располагаться рядом: в одном комплексе, на одной улице, в одном квартале. «Главное для таких салонов – расположение в «брендовом» месте, которое давно и прочно позиционируется как центр притяжения художников и ценителей живописи и где есть большой выбор картин, – говорит Денис Колокольников, генеральный директор консалтинговой компании Russian Research Group (RRG). – Все это обеспечивает высокую посещаемость именно потенциальных покупателей данного товара». Москва такой возможности им не представила, арт­пространств в многомиллионном мегаполисе практически нет. «На Западе принято создавать арт­центры, антик­центры, где собраны разнообразные галереи, – отмечает Наталья Григорьева. – В крупных городах существуют целые арт­улицы, арт­кварталы, где вечером можно погулять, отдохнуть, попить кофе, посмотреть новые работы любимых авторов. В Париже это rue d’Universite, в Нью­Йорке – Soho. У нас этого нет». В Москве существует два места, за которыми закрепилось звание художественных пространств: Старый Арбат и Крымский Вал (где, помимо ЦДХ, располагаются Московская центральная художественная школа, вернисаж, арт­музеон. Но пешеходный Арбат не стал полноценной арт­улицей, то, что там рисуют и продают, не является искусством. Эта улица слишком дорогая и шумная для галерей. Трудно представить, чтобы обеспеченный господин пришел туда отдохнуть, прогуливаясь между раскрашенными тинейджерами и матрешками.
Одно из немногих старых арт­мест в столице – Центральный дом художника, под крышей которого собрано порядка 60 галерей.
В Москве сегодня пытаются создавать новые арт­места. По аналогии с Сохо они также организуются на месте перепрофилированных промышленных предприятий. К примеру, галерея Art­Play – на территории фабрики «Красная Роза», «Арт­Стрелка» – галереи, расположившиеся на территории планируемого «Золотого Острова», ГЦСИ (Государственный центр современного искусства) – бывший цех лампового завода. По мнению Дениса Колокольникова, расположение на территории промышленных объектов удобно для галерей со всех точек зрения: они находятся в хороших районах, укладываются в рамки программы вывода промзон, здесь предлагаются большие площади по невысоким ценам. Кроме того, в последнее время девелоперы зачастую позиционируют развлекательные заведения, открываемые в зданиях заводов и фабрик, как стильные закрытые, рассчитанные на богемную среду. Все это неплохо укладывается в формат арт­галереи.
Из планируемых к открытию можно назвать Московский завод виноградных вин и коньяков, перестраиваемый в Центр современного искусства. В семи отдельных корпусах общей площадью 18 тыс. кв. м разместятся два выставочных зала, художественные галереи, дизайн­студии, мастерские художников, фотостудия, арт­бары, кафе, дизайнерские магазины, в центре предполагается соорудить открытую площадку для проведения концертов, фестивалей и презентаций.
Еще одно арт­пространство появится на территории Даниловской мануфактуры. Как отметили в компании Praedium, в результате редевелопмента предприятия планируется создание культурно­развлекательного центра, один из цехов будет превращен в концертно­выставочный зал, рядом разместятся мастерские художников, школа архитектуры и дизайна.
Но такие случаи единичны. В том же Сохо был перепрофилирован полностью весь промышленный квартал. В Москве, несмотря на то что близких к центру промышленных микрорайонов достаточно, индустриальную недвижимость предпочитают перепрофилировать под бизнес­центры. «У галерей низкие бюджеты на аренду, – объясняет Анна Савенко, старший консультант отдела торговой недвижимости компании Jones Lang LaSalle. – С точки зрения аренды это малодоходный бизнес».
Сегодня галереи вынуждены доволь­ствоваться тем немногим, что есть (ЦДХ, Арт­Стрелка и др.), или искать отдельное помещение под свою галерею, арендовать или покупать недвижимость. Собственных помещений у галерей мало, и зачастую факт владения не связан напрямую с ее деятельностью. Просто у кого­то были деньги, которые вложили в быстро дорожающую недвижимость. Владелец здания был неравнодушен к искусству – так на его площади появилась галерея. В исключительных случаях, как, например, с Шиловым или Глазуновым, художникам дарит галереи город. Иногда здания приобретают близкие к властям деятели искусства – за смешные суммы. Так, дворец князей Долгоруковых на Пречистенке, 19, был передан Музейно­выставочному комплексу Российской академии художеств, как отмечал ранее Владимир Соколовский, руководитель ГУОПа, за символическую цену. Так же достался Московскому музею современного искусства дом купца Губина на Петровке, 25 (архитектор Матвей Казаков). В обоих случаях фигурировало имя Зураба Церетели. В подавляющем же большинстве галеристы не владеют недвижимостью.

Один в поле воин
Сама специфика арт­галереи делает проблему поиска места парадоксальной. Галерее необходимо центральное расположение, «на виду», требуются достаточно большие площади под выставки. Без них она превращается в частного дилера на «дому». Галерея не может быть высокодоходным делом, это, скорее, состояние души и образ жизни. «Галерея – это человек и его коллекция, – уверена Наталья Григорьева. – Это всегда личностный бизнес, она никогда не перерастет в масштабную сеть с отделениями по всему миру».
Галерея обычно вырастает из увлечения. Как, к примеру, «Кукольная галерея Вахтановъ». «Я всегда очень любила кукол, – рассказывает Ирина Мызина. – Окончив курсы кукольного дизайна, я поняла, что великим мастером стать не смогу, а организаторские способности у меня всегда были. Десять лет назад, когда мы начинали, на всю Россию было максимум 2–3 художника по куклам, которые давно работали в этом направлении. На Западе в это время начался настоящий кукольный бум, кукла могла стоить и $20 тыс., и $30 тыс.». Чтобы открыть галерею, Ирина взяла кредит – $10 тыс. Год открытия – 1997­й – был успешным, а в 1998­м, после дефолта, за полгода не было продано ни одной куклы. Тем не менее II Международная выставка кукол состоялась – Ирина продала машину. И галерея первой представила русское кукольное искусство на Западе. «В то время на выставках ко мне подходили и с изумлением спрашивали: «Надо же, в России тоже интересуются куклами?» Сейчас художники сами просятся участвовать в российских выставках кукол». В декабре этого года состоится IX Международная выставка кукол, с галереей работают около 400 художников, единовременно здесь выставлено около 500 экспонатов: кукол и мишек.
С помещением вопрос решился довольно просто. «Мы сразу пришли в ЦДХ, – рассказывает Ирина Мызина, – для моей галереи лучше места нет». Сюда приходят и на выставки, и просто за подарками. По мнению г­жи Мызиной, за последние 10 лет руководство ЦДХ значительно подняло статус Дома художников. К тому же сегодня это единственное место, где выставляются разные художники, остались залы, где можно увидеть персональные выставки. Галереи, к примеру, работают с ограниченным кругом художников, соответственно, их и выставляют. Попасть на выставку в тот же Манеж достаточно сложно – там художников выставляют выборочно, в основном тех, чье имя и так у всех на слуху.
ЦДХ – одно из немногих мест, которые могут рассматриваться галеристами как арт­пространство.
Оно в большей мере, нежели другие помещения, отвечает их требованиям: центральное местоположение, соотвествующее арт­окружение и более низкие (по сравнению с офисными) арендные ставки.
Вообще о размерах ставок для галерей говорить сложно. В большинстве случаев галереи платят не рыночные, а более низкие ставки, причем цены могут отличаться в разы. Но даже с учетом меньших арендных ставок для многих галерей это очень ощутимая часть расходов. К примеру, несмотря на международную известность и популярность, кукольная галерея – неприбыльные дело. «Я не знаю ни одного кукольного галериста, который был бы очень богатым. На куклах денег не заработаешь», – говорит Ирина Мызина. На Западе частных независимых кукольных галерей практически нет – чаще они создаются при компании, которая их финансирует.
Галереи ищут дополнительные источники финансирования. В основном все более­менее крупные галереи и музеи сдают площади в субаренду. Сегодня они становятся модными местами, где все чаще проводятся светские рауты, корпоративные вечеринки и официальные меропрятия. Разброс цен очень велик – от $1000–2000 за небольшой зал до $25 тыс., в среднем аренда помещения под мероприятие обойдется в $6–10 тыс. Сдача площадей в аренду влечет за собой определенные требования к концепции арт­галереи. Прежде всего – пафосное место с хорошей транспортной доступностью (в том числе и городским транспортом). Кроме того, необходимы «парадный подъезд» и «служебный» вход, площадка перед входом, желательна парковка. Само помещение должно быть свободной планировки, с возможностью организации сцены и установки звуковой аппаратуры, комнат для работы кеттеринговых служб. Из технического оснащения – хорошая вентиляция.

Требуются стены
Галерее необходимы просторные помещения, используемые несколько специфично: требуются не только и не столько квадратные метры, сколько стены. Повесочная площадь для художественных, фотосалонов имеет порой большее значение, нежели размеры помещения – ведь любая галерея должна вести выставочную работу. «Кукольная галерея Вахтановъ», к примеру, в самое «горячее» предновогоднее время на 3 недели снимает выставочный зал в ЦДХ для проведения Международной кукольной выставки, поскольку собственной площади недостаточно. «У нас одно из самых больших помещений в ЦДХ – 190 кв. м, – комментирует Ирина Мызина. – В год у нас проходит 5–6 тематических и персональных выставок, плюс бесплатные экскурсии, мастер­классы. Это не магазин, я не могу поставить кукол и мишек многоэтажными рядами». О той же проблеме – нехватке метров и стен – говорят почти все галеристы. «Лет 6–7 назад у нас было помещение на Соколе, – рассказывает Илья Вольф, исполнительный директор галереи Айдан. – Но оно больше подходило для мастерской, нежели для галереи – слишком маленькое по площади. Сейчас мы арендуем 120 кв. м в здании на 1­й Тверской­Ямской. Но и из этого помещения галерея выросла. Планируем переезжать в будущий арт­центр на территории завода вин и коньяков, там у нас будет порядка 300 кв. м».
«В принципе, галерея может не иметь выставочного зала, – поясняет Наталья Григорьева. – Но есть современные интересные авторы, которых безумно хочется выставлять, и их нужно выставлять. Но арендные ставки, к примеру, в Новом Манеже, Большом Манеже, практически недоступны для обычной частной галереи».
Планировка и структура помещений для галереи очень сильно зависит от ее специализации, но в целом требуются высокие потолки (желательно от 5 м), большое открытое пространство, которое можно перепланировать в зависимости от экспозиции. Хорошо, когда есть все современные коммуникации и удобный доступ для посетителей. «Однако данные места скорее привлекают своей «модностью», а не удобством или комфортом», – добавляет Ольга Кисарина, руководитель отдела исследований и аналитики Praedium. «Бывшие производственные здания подошли бы галереям: интересный дизайн, высокие потолки», – говорит Илья Вольф. Внешний вид территории, по его мнению, не имеет большого значения: «Как здание выглядит снаружи, конечно, тоже важно, но гораздо важнее, как оформлено внутреннее пространство». Помимо галереи «Айдан», в арт­центр бывшего Винзавода планируют переехать галереи XL, Марата Гельмана, «Риджина». Для галеристов владельцы Винзавода предлагают особые условия по арендным ставкам. Наталья Григорьева придерживается иного мнения: «Мы думали о переезде в будущий «Центр современного искусства», но сегодня это выглядит угнетающе: старые, обшарпанные здания, забор, шлагбаум, отсутствие парковки, хаотичная застройка. Да и как клиенты найдут галерею на этой территории? Указатели ставить? Создание «бытового экстрима» по­советски – это больше для маштабных арт­проектов, которые посещает подрастающее поколение». Илью Вольфа непрезентабельный вид завода вин и коньяков не пугает: «Когда строили «Атриум», сначала тоже была непонятная бетонная махина, а сегодня – вполне приличный комплекс. Винзавод тоже со временем станет более привлекательным».
Внутренняя парковка, по мнению части галеристов, необходима в том числе и для того, чтобы погрузить приобретенные работы. Вряд ли захочется пройтись, например, с купленной картиной на юбилей друга под проливным дождем, перепрыгивая через лужи. Другие полагают, что автостоянка не столь существенный фактор. «Все большее число наших потенциальных клиентов нанимают персональных водителей, и проблема парковки не стоит столь остро», – отмечает Илья Вольф.

Новые центры притяжения
ЦДХ далеко не всех устраивает так же, как галерею «Вахтановъ». Так, фотогалерея имени братьев Люмьер рассматривает вариант переезда в другое помещение. В Центральном доме художника фотогалерея арендует помещение 5 лет – с момента своего появления. «ЦДХ – очень народное место, даже слишком, – считает Наталья Григорьева. – Если бы мы продавали постеры по $10, у нас был бы успешный бизнес, но наша ценовая сетка от $300 до $30 тыс. В ЦДХ мешает и смешение разных эпох, стилей, жанров и т. д., и наши потенциальные клиенты видят много лишнего, в том числе и не самого достойного уровня. Здесь проходит много непрофильных выставок, в результате мы вынуждены «прорабатывать» огромное количество случайных людей». Когда галерея только открылась, большой поток ЦДХ «работал» на нее, но сегодня, наработав определенную репутацию и клиентов, фотогалерея может переехать в более спокойное и дорогое место. «Мы могли бы себе уже позволить снять где­нибудь в центре помещение на первом этаже. Но хранение работ требует определенной температуры, влажности, часто именно из­за этого нам не подходят первые этажи, полуподвальные комнаты. Фотографию от сырости «ведет», – продолжает г­жа Григорьева. – Может быть, в новых торговых центрах, концептуально ориентированных на «магазин «не для всех», будут организовываться арт­пространства, где могли бы разместиться галереи. Но для этого должна измениться ментальность инвесторов». Москва знает множество неудачных попыток организации арт­пространств в торговых центрах. «Была попытка в ТЦ «Весна» создать некую арт­зону, выставочную площадь. Просто не весь комплекс был заполнен, и сейчас, с появлением арендаторов, эту площадку закрыли, – рассказывает Анна Савенко. – Собственник всегда стремится сдать площади по максимально высокой цене».
В перспективе галереи могли бы стать той «изюминкой», «якорем» для ТЦ, который им очень понадобится после насыщения рынка торговыми площадями. В мире такие примеры есть. В лондонском универмаге Harrods на последнем этаже расположены галереи. Концепция торгового комплекса («не для всех») отсекает случайных людей, а расположение на последнем этаже позволяет создать особую арт­зону, куда приходят действительно заинтересованные люди.
Что касается бизнес­центров, то здесь эксперты настроены скорее скептически. «Согласно исследованию факторов, влияющих на подбор офисных помещений, проведенному Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, арендаторы обращают внимание прежде всего на местоположение здания, близость транспортных артерий и метро, а также отдают предпочтение зданиям, расположенным на первой линии домов. В таком контексте близость офиса к объектам культуры не входит в число ведущих факторов, оказывающих влияние на выбор арендаторов. Тем не менее наличие музеев, театров, галерей искусств не может не добавлять дополнительных имиджевых преимуществ зданию. Однако при проведении масштабных культурных мероприятий большое количество посетителей галерей может затруднять проезд или проход к офисному зданию», – говорит Александра Крыжановская, аналитик рынка офисной недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko.
Но в Москве есть примеры, демонстрирующие бизнес­возможности галерей. «Ситуация с галереей Art­Play показательна, – рассказывает Ольга Кисарина. – Раскрученность галереи позволила сделать рентабельным расположение кафе и офисных помещений. Они стали привлекательными для арендаторов, бизнес которых так или иначе связан с искусством: дизайнеров, компаний, занимающихся организацией различных мероприятий, и др. И на данный момент все площади сданы». Эта идея была взята за основу и при разработке проекта редевелопмента Даниловской мануфактуры. «Запланированные концертно­выставочный зал, мастерские, школы архитектуры и дизайна, галереи, открытая площадка будут создавать своеобразный ореол – бренд, имя – данному многофункциональному центру, привлекая арендаторов в офисные помещения», – считает Ольга Кисарина.
В силу того, что спрос на «искусство» всегда есть и с увеличением накапливаемого капитала он только растет, можно с уверенностью сказать, что галереи будут развиваться. И в новых объектах для них уже предусматриваются пространства.


Коментарии (0)


Поделиться

419

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

подпишись НА эксклюзивные новости cre