Тема номера
Большим участкам – большие проблемы
Сегодня в Московской области порядка 70% сельхозземель скуплены различными структурами. Время активных спекуляций постепенно уходит в прошлое, и сегодня лендлорды задумываются о более интеллектуальной работе с землей. В результате в последнее время на рынке было объявлено о ряде крупных проектов на площадях от 500 га и выше. Прибыльность подобного ленддевелопмента велика – от 50% выше. Но в данный момент говорить о доходах более чем преждевременно, сначала девелоперам предстоит решить много сложных вопросов.
Офисы
Офис в аренду: лучше дольше, чем никогда
Московские офисы сдаются в аренду на все более длительный срок. Стабилизация экономики страны и совершенствование правовой базы позволяет договаривающимся сторонам более точно прогнозировать все аспекты отношений на долгий период времени. Собственники могут быть заинтересованы в фиксации текущих ставок, близких к максимуму, на длительные сроки в свете грядущего насыщения рынка. От «длинных» договоров во многом зависит и инвестиционная привлекательность объекта. Они позволяют составить финансовый план на годы вперед, привлекая средства на развитие, оперируя объектом как залогом. Арендатор при заключении долгих договоров с фиксированной арендной ставкой выигрывает на том, что среднерыночные ставки продолжают расти. Также повышается узнаваемость офиса. Но у долгосрочных договоров есть и свои минусы, которые соответственно становятся плюсами краткосрочных.
Торговля
Форматы ТЦ: каким будет второе пришествие?
На первый взгляд молодой рынок российского ритейла изобилует торговыми центрами: каждый новый объект преподносится как уникальный. На практике же глаз быстро замыливается от торгово-развлекательных прототипов, различаемых разве по размерам и маркам «якорей». В подавляющем же большинстве эти концептуальные близнецы могут похвастать весьма скудной развлекательной составляющей и одним-двумя эксклюзивными брендами… Но на благодатной волне потребительского бума девелоперу «классических» комплексов осталось кататься самое большее лет пять, да и то для самых удачных концепций, уверяют эксперты. Многие опасаются, что не сегодня-завтра отечественный покупатель заскучает, толком не успев пресытиться. Одной из эффективных (и, кстати, давно обкатанных за рубежом) методик изгнания русской хандры из потребителя могли бы стать новые, еще не представленные на рынке форматы и разновидности ТК.