Иван Гуськов, основатель, генеральный директор Aspace, о влиянии низкой вакансии в офисах на ситуацию с сервисными пространствами

377

Сегодня мы видим следующее: на фоне активного спроса и снижения вакансии закономерно растут и арендные ставки. При этом компании, которые ищут помещения в аренду, становятся заложниками ситуации — им приходится выбирать из того, что имеется на рынке. В результате арендаторы стараются избегать долгосрочных обязательств, потому что надеются, что со временем ставки стабилизируются, а предложение по выбору объектов увеличится. Ведь сейчас им приходится брать лоты из наличия — в независимости от того, насколько они качественные и отвечают их требованиям.  

Такая ситуация подстегнула развитие гибких офисов. Арендаторы стали все чаще предпочитать договоры с более гибкими сроками и условиями — не только чтобы хеджировать расходы, связанные с арендой, но и чтобы получить хорошие условия размещения для своих сотрудников. Во-первых, гибкие офисы изначально отвечают стандартам высокого качества, во-вторых, не требуют инвестиций в обустройство помещений, и, наконец, имеют короткий срок договора до 3 лет и более гибкие условия аренды. 

Вообще, строго говоря, коротким считается договор сроком на 11 месяцев, больше — уже долгосрочный. Но в сегменте flex выход из договора (например, в случае переезда головного офиса, оптимизации штата, форс-мажора и т.д.) по факту регулируется за счет брейк-опций. Причем обычно оговаривается несколько ступеней досрочного выхода из договора по разной стоимости. Поэтому арендаторы могут выйти из договора, например, если уровень вакансии начнет расти, и они смогут  найти более подходящее под их запросы помещение. Хотя, как показывает практика, «попробовав» гибкий сервисный продукт, многие арендаторы предпочитают продлевать договоры. Причина — в совокупности всех характеристик гибкого офиса, которые делают формат актуальным не только сейчас, в условиях ограниченного предложения, но и в перспективе.


2025-02-21 08:15:56



подпишись НА эксклюзивные новости cre