Яхтсмены уткнулись в причальную стенку

Яхтенный спорт становится все более популярным в Петербурге. Однако развитие яхтинга сдерживается из-за отсутствия надлежащей инфраструктуры. Вместе с тем, отмечают аналитики рынка, наличие стоянки для яхт способно увеличить классность объекта. А окупаемость яхт-клубов может быть ускорена за счет развития сопутствующих рекреационных объектов.
581
Автор: Марина Алексеева
Сегодня в Государственной инспекции по маломерным судам Санкт-Петербурга зарегистрировано около 40 тыс. плав­средств. Получается, что на каждую тысячу петербуржцев приходится 8 судов. Если же говорить только о яхтах, то их число, по данным специалистов АРИН, оценивается в пределах 5–10;тыс. Много это или мало? Если сравнивать с другими странами мира, то, конечно, немного. К примеру, в соседних Швеции и Финляндии это соотношение составляет 150 яхт на тысячу населения. Однако петербургский маломерный флот увеличивается на 3,5 тыс. единиц в год, и дефицит стояночных мест наблюдается уже сейчас. В итоге некоторые судовладельцы предпочитают отгонять свои яхты на стоянку в скандинавские страны: и надежнее, и дешевле.

Народные причалы

Ежегодно число яхт, проданных в Санкт-Петербурге, увеличивается на 30%. Их покупатели пополняют число арендаторов 10 работающих в Санкт-Петербурге яхт-клубов и 30 стоянок для яхт. Большинство этих объектов существуют еще с советских времен и, на взгляд вице-президента Российской гильдии риелторов Павла Созинова, плохо соответствуют запросам современной элиты, предпочитающей суда представительского, а не спортивного класса. Однако за неимением ничего лучшего и представительские яхты стоят у «народных» причалов.

В числе наиболее популярных мест можно назвать яхт-клуб «Балтиец», в котором насчитывается около тысячи членов. Прежде он базировался в юго-восточной части Невской губы на Матисовом канале, вблизи устья речки Дудергофки.

Но из-за строительства микрорайона «Балтийская жемчужина» клубу пришлось переехать. Сегодня это, пожалуй, единственный объект, в который были инвестированы средства городского бюджета. Другой крупнейший яхт-клуб-долгожитель;– «Нева» (в нем состоят около 400 частных и коллективных владельцев яхт и катеров);– находится на Крестовском острове. Гавань яхт-клуба имеет глубину 2;метра и хорошо защищена от ветра. Здесь можно разместить около 200 яхт и катеров длиной до 15 метров. Еще один крупный объект;– Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов – рассчитан на одновременный прием 200–250 яхт.

В прошлом году местный рынок пополнился двумя новыми маринами. Первая стала результатом совместных усилий фирм «Маринетек Раша» и «ЛенЭкспо», оборудовавших гостевую стоянку для яхт участников Петербургского экономического форума. Инвестиции в ее строительство составили примерно $300–360 тыс.

Второй проект – «Бриз»;– реализован на острове Серный между Васильевским островом и Петроградской стороной. Новый яхт-клуб имеет открытую зимнюю стоянку для катеров и яхт, а также гостевой причал. Кроме того, здесь планируется открыть летнее кафе, крытую зимнюю стоянку и мини-гостиницу.

Марина красит общий вид

Что касается стоимости аренды причалов, то, по оценкам руководителя отдела проектов и аналитических исследований Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН) Зоси Захаровой, она колеблется от 30 до 50 рублей за метр яхты. Например, в Речном яхт-клубе придется заплатить до 2 евро за один метр яхты в месяц.

Руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний «Осло Марин» Марина Исаева отмечает, что «стоимость аренды причала зависит не только от длины яхты, но и от местоположения причала, дополнительных затрат на его обустройство (например, дноуглубление) и других индивидуальных особенностей и услуг». При этом основную прибыль современные яхт-клубы (кстати, как и горнолыжные курорты) получают не столько от спортивной составляющей (аренды стояночных мест), сколько от рекреационной, которая включает в себя бары, рестораны, кемпинги, гостиницы. Так, по мнению генерального директора французской компании Seatizenpro Бостиана Верони, в среднем рекреационная составляющая приносит марине 60% от прибыли, в то время как стоянка для яхт и катеров только 30–40 %.

Весьма перспективным и на сегодняшний день недооцененным застройщиками является строительство элитного жилья, в проект которого заложено устройство марин. «По нашим оценкам, наличие марины (речь идет не о лодочной станции) повышает классность объекта на один пункт. То есть из бизнес-класса объект сразу переходит в элиту, из элиты – в премиум-класс. Соответственно увеличиваются и цены», – объясняет г-жа Захарова.

По данным специалистов, после возведения жилого дома с разработанной прибрежной территорией ценность прилегающей к объекту земли увеличивается на 35%, тогда как обустройство стоянки для яхт и катеров обходится девелоперам в 10% от стоимости проекта. В связи с этим внимание специалистов привлекает проект «Морской фасад». По словам директора департамента по связям с общественностью УК «Морской фасад» Татьяны Скоропад, на одном из островов намыва предусмотрена возможность размещения стоянки для яхт. Здесь предполагается возвести жилые дома и штаб-квартиру крупной компании, работники которой вполне могли бы добираться до центра на собственном водном транспорте.

Вилами по воде

Сергей Федоров, директор по развитию и продвижению компании Practis, считает, что оценить емкость рынка инфраструктуры для яхтенного спорта сейчас невозможно, так как такого рынка сегодня просто не существует, его еще только предстоит создать. Но прогресс уже заметен. Президент Яхтенной федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Михаил Моцак, цитируя государственную программу развития восточной части Финского залива «Паруса России», отмечает, что общий объем инвестиций в создание яхтенной инфраструктуры на этой территории должен составить 480,9;млн евро.

В прошлом году Комитетом по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга была разработана Генеральная схема размещения и развития объектов маломерного флота, которая предполагает создание около 50 гостевых стоянок. Один из ее разработчиков, руководитель международного Балтийского парусного центра Сергей Тимошков, полагает, что гавани можно было бы разместить в северной части побережья Финского залива – в районе Лахты и Горской. Также в качестве потенциальных районов развития яхтенного спорта называются Ломоносов и Мартышкино, где уже имеются марины, которые можно развивать, стоянка в устье Малой Невы, остров Бычий, Пьяная гавань и некоторые другие территории.

«Надо учесть в городской градостроительной политике развитие береговой инфраструктуры для базирования маломерного флота с доведением количества стояночных мест к 2025 году до 40–45 тыс. судов. Для этого необходимо не только защитить и поддержать действующие яхт-клубы, но и провести зонирование акватории и прилегающих к ней территорий», – уверен командор Петербургского яхт-клуба Владимир Климбек.

Реализацию городских и государственных программ развития яхтенной инфраструктуры тормозит неопределенность земельных правоотношений, а также (в немалой степени) отсутствие стандартов к размещению заправочных станций в яхтенных клубах.

По мнению Зоси Захаровой, главная проблема девелопера, собирающегося осваивать Финский залив,;– его мелководье. «Залив вдоль берега мелкий, в 1,5–2 метрах от берега глубина составляет до 1,5;метра. А;для причала необходима глубина 1,5–3 метра. Поэтому девелоперы вынуждены вести дноглубительные работы, а также вкладывать средства в строительство волнореза. Кроме того, зачастую побережья Финского залива относятся к водоохранным зонам, где нельзя размещать марины. Эти ограничения почти не снимаются, а если снимаются, то очень сложно. Это также относится к сдерживающим факторам», – рассуждает г-жа Захарова.

На всех парусах

Эксперты считают, что объем инвестиций в современный яхт-клуб, рассчитанный на 50 мест, может составлять от $2;млн. Оку­паемость таких объектов – около 7 лет. Рентабельность – 20–25%. Проблемы с реализацией подобных проектов не останавливают инвесторов, о чем свидетельствует рост числа проектов новых яхт-клубов. Так, в июне этого года распахнул свои двери яхт-клуб «Терийоки» в Зеленогорске. Его акватория позволяет сразу выходить на открытую воду, минуя Невскую губу с ее сложной навигационной обстановкой. Комплекс включает техническую зону, слип, топливно-заправочную станцию и кран для подъема и спуска судов. Клуб может принять 82 судна длиной до 24 метров. На берегу яхтсменов ждут 4-звездочная гостиница, ресторан и коттеджный поселок. Общие инвестиции в проект, по словам председателя совета директоров клуба Кирилла Крутикова, составили $30 млн.

Другой яхт-клуб, включающий в себя и гостиничный комплекс, появится на Петровском острове, на месте судоремонтного завода «Спецтранс», который будет вынесен за пределы исторического цент­ра Санкт-Петербурга. «Под девелоперский проект пригодно 1,5 га земли. По нашим расчетам, площадь гостиничного комплекса составит до 50;тыс. кв. м. На участке есть бухта, которая подходит для создания яхт-клуба»,;– сообщил генеральный директор «Петровского альянса» Роман Зарецкий. По оценкам аналитиков, проект обойдется девелоперской компании более чем в $100;млн. Планируется, что главным кредитором компании станет банк ВТБ.

Ожидают прихода инвесторов и кронштадтские форты, которые решено передать в частные руки. Так, победитель конкурса КУГИ компания ООО «Седьмой северный форт» (она предложила за аренду форта 1,85 млн рублей в год) пообещала вложить около 50 млн рублей в реконструкцию исторических построек, в том числе и организацию там центра яхтенного спорта. В Сестрорецке группа компаний «Осло Марин» собирается построить многофункциональный элитный центр с яхт-клубом, отелем, конгресс-центром и зоной отдыха. Объем инвестиций составит около $500 млн. На любителей яхтенного спорта рассчитан проект «Императорская гавань» в поселке Знаменка.

Развивается данное направление и в Калининградской области: так, компания Terra Direction намерена привлечь 366 млн евро для застройки балтийского побережья под Калининградом. Ее концепция предусматривает комплексную застройку участка общей площадью 1050 га от границ города Пионерского до города Зеленоградска к 2014 году. Проект включает строительство объектов жилой (виллы, особняки, коттеджи, таунхаусы) и социальной инфраструктуры, коммерческой недвижимости (гостиницы различных уровней, торгово-развлекательные и концертно-спортивные комплексы, кафе, рестораны, оздоровительные центры), а также яхт-клуба. Аналогичный проект заявлен местным девелопером – компанией Amber Lend, выкупившей 15 га земли в Пионерском. На базе причалов бывшей рыбопромысловой базы компания намерена организовать яхтенный порт на 950 судов.Тем не менее все эти проекты не смогут удовлетворить растущий потребительский спрос, уверены эксперты CRE.

Коментарии (0)


Поделиться

4241

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

подпишись НА эксклюзивные новости cre